На основе исследований ученых мы пришли к выводу о том, что механизмом реализации ФГОС общего образования может стать педагогическая технология коллективный способ обучения — КСО или демократическая система обучения по способностям — ДЕМСОС, автором и разработчиком которой является академик В.К. Дьяченко [2,3].
Практика работы экспериментальных школ Республики Саха (Якутия) и отдельных учителей показала, что технология КСО-ДЕМСОС предполагает максимальную направленность всех педагогических механизмов на достижение высоких учебно-воспитательных результатов при обычных физических и временных затратах, кроме того, технология дает широкие возможности для интеллектуального развития школьников и профессионального совершенствования учителя в процессе учебного взаимодействия.
На формирующем этапе экспериментального исследования мы разработали блочно-тематический план коллективного учебного занятия по русскому языку во 2 классе в МБОУ СОШ №17, комплекс уроков по технологии коллективного способа обучения. План был составлен по учебно-методическому комплексу «Перспектива». *
Цель разработанного комплекса уроков – развивать у младших школьников индивидуально-психологические качества личности, повышение уровня знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности, культуры поведения, умения быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации, желания вступить в социально-коммуникативную деятельность и т.д.
К универсальным учебным действиям относятся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Рассмотрим, как можно сформировать у учащихся универсальные учебные действия на примере использования некоторых методик коллективного способа обучения:
- Познавательные включают общеучебные, логические, знаково- символические. Опыт показывает, что достижению этой цели способствует применение «Методики Ривина» коллективного способа обучения В.К. Дьяченко. При использовании методики А.Г. Ривина учащиеся по два раза прочитывают каждый абзац и пересказывают все содержание, объединяя абзацы. Таким образом, дети учатся понимать содержание прочитанного, выделять главное и работать с текстом. У них формируются навыки беглого, осознанного, выразительного чтения и связной речи. Дети приобщаются к работе с книгой и другими источниками знаний. У них обогащается и активизируется речь, развивается умение выражать мысли, формируется навык для самостоятельного чтения книг.
- Коммуникативные учебные действия. Коммуникативные учебные действия — самый действенный способ обучения, легко усваиваемый учащимися. Учащийся осознанно выполняет свои задания и, освоив изучаемый материал, выполняет функции «учителя». В ходе коллективных учебных занятий учащиеся приобретают очень важный навык — навык общения, который формирует мышление и речевую культуру. Учащиеся, обучавшиеся по технологии взаимообучения, отличаются общительностью, высоким уровнем коммуникативной способности. Общение, организованное во время взаимообучения, становится хорошей школой формирования межличностных отношений, впоследствии переносится учителем, как непрерывная система учебного сотрудничества, обеспечивающая высокое качество обученности и воспитанности. Технология взаимообучения, обеспечивая включение каждого школьника в выполнение функции обучающего и обучаемого, воспитывающего и воспитываемого, вырабатывает обязательность и гражданскую ответственность. В ходе такой деятельности каждый учащийся выходит в лидеры, что позволит ему в будущем адаптироваться в любом коллективе, стать хорошим конкурентноспособным специалистом. Общение и совместная деятельность приобщают школьников к культуре, к общечеловеческим ценностям.
- Регулятивные учебные действия. Учитель, организуя работу по подсистеме «Вертикаль» коллективного способа обучения, добивается у учащихся выработки навыков планирования и прогнозирования результатов деятельности. В результате учащиеся овладевают навыком самостоятельного добывания знаний.
- Личностные учебные действия. Учащиеся, выполняя функцию учителя, приобретают уверенность в себе. Они также как учителя проявляют в обучении терпение, добродушие и завоевывают авторитет.
Применение технологии коллективного способа обучения на уроках русского языка дает возможность учащимся больше беседовать друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, включаться в активную коммуникативную деятельность.
Список использованной литературы:
- Неустрова А.Н. Дополнительное образование и социализация личности школьников в условиях Севера // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4.
- Семенова А.Д., Винокурова У.А. Современная этнодидактика: учебное пособие/ А.Д.Семенова, У.А. Винокурова-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. -168 c.
- Семенова, А.Д., Ядрихинская, Л.С. Формирование универсальных учебных действий: технологический подход. — Якутск: Изд.дом СВФУ, 2012. – 148 с.
© Н.В. Тумусова, Т.А. Шергина, 2018