ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ ХОРЕОГРАФА Г.Е.СКРЯБИНА

14 мая 3:54
Сегодня в современном мире состояние народной хореографии характеризуется многообразием форм, направлений и стилей при обращении к фольклорному материалу. Ставятся вопросы теоретического осмысления проблем на творческом опыте. И оценка творческих личностей внесших в развитие традиционной хореографии (на каждом историческом его отрезке развития ) в  республике, на наш взгляд, освящена более чем не достаточно. Поэтому в основу статьи, положен исторический период и  деятельность детского фольклорно-танцевального ансамбля Республиканского Дворца детства «Чэчир», как период самого продуктивного и самобытного этапа в творчестве его руководителя Г.Е.Скрябина.



В данной статье  рассматривается творческий опыт руководителя стоявшего у истоков детской якутской хореографии вместе с педагогом высшей категории этнокультурного центра, заслуженным работником культуры РС (Я), почетным работником общего образования РФ, отличником культуры СССР, ныне руководителем образцового детского самодеятельного коллектива РС(Я) «Сир Симэ5э» Ксенофонтовой Зоей Гаврильевной — Скрябина Гаврила Егоровича.



В научном и в научно-практическом плане особенно важно сказать об их творческом опыте. Совместные постановки Ксенофонтовой З.Г. и Скрябина Г.Е.— это явление сценического искусства, обладающее особым типом осмысления фольклорной образности, построения сюжета, ритмической основы. Вопросы о формах сценической интерпретации фольклорного танца сегодня актуальны, поскольку речь идет о сохранении творческого наследия этноса, его исторической судьбе и перспективах развития. Ценность его творчества состояла — в умении создавать сценические шедевры в сфере интерпретации якутского танцевального фольклора, не разрушая его корневой основы, опираясь на неё, умело воплощая её в формах театрального представления, так  в северной сюите были найдены образные моменты бегущих оленей и собачьих упряжек. А сохранение драгоценного опыта прошлого – это непременное условие развития дальнейшей постановочной и исполнительской  практики в области народно-сценического танца. Танцевальный коллектив, который уникальный специалист по этническим танцам народов Сибири, старший научный сотрудник сектора Крайнего Севера и Сибири РАН, кандидат исторических наук, заслуженная артистка Якутии  Мария Яковлевна Жорницкая называет «своеобразной лабораторией» по постановке её танцев. М.Я. Жорницкая так вспоминает об этом времени в книге «Планета детства»: Мне помнится первая наша совместная работа с Фаиной Иннокентьевной, Ксенофонтовой З.Г., Скрябиным Г.Е. по сценарию «Север мой, мой край родной», здесь были представлены танец геологов, танец алмазов, танец юношей с богатой пушниной, танец птиц, праздничный танец, объединяющий всех детей, живущих в Якутии. Фаина Иннокентьевна мечтала изнутри показать все богатства Якутии, а я пыталась языком пластики, движений воплотить её мечту.



Гаврил Егорович являлся одним из ярких представителей первого поколения выпускников Якутского культурно — просветительского училища. В котором как в зеркале отразилась культурная судьба поколения  активных, целеустремленных, влюбленных в свое дело людей.



Гаврил Егорович Скрябин, один из руководителей фольклорного ансамбля «Чэчир» родился в 1946 г. в селе Одьулуун Чурапчинского улуса. Закончив два класса, он вместе со своей матерью Варварой Ивановной  и братьями переехал в село Мугудай. С детских лет Ганя никогда не боялся работы, он всегда помогал своей матери по хозяйству, умел  шить и готовить. В школьные годы занимался в школьном кружке духового оркестра. Будучи очень активным мальчиком, он всегда занимался самодеятельностью. Окончив восемь классов, он как и многие другие ребята того времени пошел работать на ферму. Работал в пекарне и в участковой больнице. И только после получения трудового опыта он поступает и в 1972 году заканчивает культпросветучилище города Якутска, получив диплом художественного руководителя. В этом же году он со своими ребятами едет в Хабаровск на конкурс по бальным танцам, где они становятся лауреатами. По возвращению на малую родину с триумфом дипломированного специалиста берут на работу художественным руководителем в Мугудайский клуб. В этом же году Гаврил Егорович становится директором клуба. Молодого, энергичного, перспективного руководителя беспокоит дальнейшее развитие клубной работы и привлечение в культуру молодежи.  Он создает детский танцевальный  коллектив «Нюргуhун». Много времени и сил потребовалось ему для того, чтобы  в 1976 году в строй вступил новый клуб на 314 мест. Из воспоминаний его землячки директора Якутского колледжа культуры Макаровой Аграфены Дмитриевны, которая говорит об искреннем своем удивлении, когда, приехав на практику в  деревенский клуб, увидела на фасаде клуба огромную картину еще одной именитой своей землячки  — балерины А. Посельской.



В 1978 году Гаврил Егорович переезжает в Якутск и начинает работать инструктором  в методическом отделе министерства культуры Якутии.



В 1980 году набрав талантливых ребят из двадцатой и второй школ, начинает интересную и счастливую главу своей жизни,  полную радости творчества и общения с детьми во Дворце пионеров. Здесь его судьба знакомит и связывает на долгие годы с Ксенофонтовой Зоей Гаврильевной, которая работает  во Дворце детского творчества с 1975 г. в танцевальном коллективе «Чэчир», первым коллективом, ставшим лауреатом премии Якутского комсомола. И с заслуженным работником культуры РСФСР, заслуженным учителем ЯАССР Фаиной Иннокентьевной Авдеевой.



В 1980 году они едут на IV Международный фестиваль в Германию, что само по себе было невероятно, первой поездкой за границу. В этом же году ансамбль входит в делегацию культурной программы «Олимпиады -80».



1981 год — Международный лагерь «Орленок»



1982 год —  Международный лагерь «Артек»



1983 год — Международный лагерь «Океан»



1984 год –Телефестиваль Москва ВДНХ — Белоруссия



1985 год — Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве



1986 год — культурная программа XXVII съезда партии



1987 год — поездка в Чехословакию



1990 — поездка в Болгарию



Искусству и таланту маленьких артистов ансамбля десятки лет рукоплескали зрители не только нашей республики, но и Москвы, Ленинграда, Болгарии, городов Сибири, Дальнего Востока, пионерских здравниц «Артек», «Орленок», «Океан», городов и поселков БАМа, АЯМа, Южно-Якутского ТПК.



1979 год — Международный год ребенка. Участие ансамбля «Чэчир» в фестивале «За счастливое детство в мирном небе» («Артек»). В 1982 году ансамбль «Чэчир» выступал на сцене Большого театра Союза ССР в Москве в торжественных мероприятиях 60-летия вхождения ЯАССР в состав России. Участвовал в Днях литературы и искусства. В 1987 году ансамбль выступал на сцене Кремлевского Дворца съездов на  Всемирном конгрессе женщин.



Пропагандируя искусство и культуру родного края, творческий коллектив Дворца в 1987 году выезжал в Чехословакию, где вызывал большой интерес к своему живому творчеству, собирая вокруг себя огромное количество людей.



На протяжении многих лет в составе Дворца ансамбль «Чэчир» в летние каникулы  ходил на теплоходе по нашей красавице-реке с Якутска до самых границ Южной Якутии — Пеледуй, даря своими выступлениями радость общения со зрителями почти всех приленских городов и сёл.  В 1989 году вместе с нами в путешествие отправился танцевальный коллектив из Софийского  Дворца творчества Болгарии. Мы много времени проводили вместе, ведь круг интересов был один — танец. Так завязалась дружба. И в 1990г. состоялась наша поездка в Болгарию по приглашению Софийского Дворца пионеров.



Часто коллектив выезжал и по районам республики, а также на родину Гаврила Егоровича Скрябина в Чурапчинский район, где  местные жители всегда очень радушно встречали коллектив.



Сегодня в целях увековечения памяти Скрябина Гаврила Егоровича, лауреата Премии имени комсомола Якутии, руководителя фольклорно-танцевального коллектива «Чэчир», признавая его вклад в развитие хореографического искусства республики, его именем назван районный культурный центр. Хотелось бы сказать отельные слова благодарности администрации библиотеки с. Мугудай Чурапчинского улуса, в лице  библиотекаря Поповой Е.Д за бережное отношение к своим землякам, память и помощь в сборе материала.



Литература:

  1. Авдеева Ф. Книга о якутских танцах // Соц. Якутия. — 1960. — 17 июля
  2. Жорницкая М.Я. Как разучить якутский танец. — Молодежь Якутии. -1959. — 12 марта
  3. Жорницкая М. Любите и изучайте танцы своего народа // Молодой коммунист. — 1957. — 27 февр.
  4. Жорницкая М.Я. Отражение в современном хореографическом искусстве этнокультурных связей в СССР. // Сов. этнография. — 1975. — №3. -С.26-33
  5. Жорницкая М.Я. По традициям народного творчества // Планета детства. -Якутск,1997. — С. 18-21


Literatura:

  1. Avdeeva F. Kniga o yakutskih tancah // Soc. YAkutiya. — 1960. — 17 iyulya
  2. ZHornickaya M.YA. Kak razuchit’ yakutskij tanec. — Molodezh’ YAkutii. -1959. — 12 marta
  3. ZHornickaya M. Lyubite i izuchajte tancy svoego naroda // Molodoj kommunist. — 1957. — 27 fevr.
  4. ZHornickaya M.YA. Otrazhenie v sovremennom horeograficheskom iskusstve ehtnokul’turnyh svyazej v SSSR. // Sov. ehtnografiya. — 1975. — №3. -S.26-33
  5. ZHornickaya M.YA. Po tradiciyam narodnogo tvorchestva // Planeta detstva. -YAkutsk,1997. — S. 18-21