МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯКУТОВ (НА ПРИМЕРЕ ЛИРОВИДНОГО ОРНАМЕНТА)

27 января 8:18
Орнаментальное искусство так великолепна, что она в умелых руках может рассказать историю целого этноса: ее происхождение, перемещения и переселения, веру и религию, торговые отношения с другими народами и т.д. Орнамент накрепко связан с национальным мышлением, характером народа.



Лировидный орнамент распространен у многих народов, происхождения и значение, которого имеет массу вариантов.



Многиеисследователи затрагивали в своих работах темулировидного орнамента.В вопросе его происхождения существует две версии: зооморфное и растительное.



Рассмотрим версию зооморфного происхождения. Из материалов раскопки XVII-XIX века изначальной фигурой лировидного орнамента М.М. Носов считает фигуру коровы или голову оленя постепенно стилизованной в «көһүүройуу». В этой стилизации исследователь утверждает, чтовыработка данного орнамента произошло, исключительно, самим народом [5]. Его мнение разделяет  А.П. Окладников, который считает, что орнамент произошел от фигуры коровы, а внутреннее наполнение это теленок в чреве стельной коровы, и далее его связывают с культом плодородия [6]. Также этнографФ.М. Зыков соглашается с ними, но он видит внешнее сходство орнамента с сосудом, в которой перевозили кумыс —  «көҕүөр иһит» и считает, что орнамент  происходил именно от очертаний формы этого сосуда [2]. Еще один вариант зооморфного происхождения лировидного орнамента существует у немецкого ученого Уллы Йохансен. Она считает, что он произошел от головы горного барана аргали и имеет сакральную функцию оберега[3]. Искусствовед И.А. Потапов склонен в правоте теории У. Йохансен [8]. Согласен с нейи этнограф А.И. Гоголев, хотя онвидит в лировидном мотиве фигуру грифона [1]. Таким образом, все выше названные исследователи считают, что лировидный орнамент имеет начало от зооморфных видов орнаментов.



Теперь перейдем к теориям растительного происхождения. Все исследователи, которые придерживаются этой теории, сходятся в едином мнении, рассматривая в лировидном орнаменте Мировое дерево или Аал Луук Мас.



Н.И. Каплану «көһүүр ойуу» напоминает лиру с одной струной. Она убеждена, что в этом орнаменте «отсутствует связь с образами животного мира»[4].



Множество работ по орнаментальному искусству написала искусствовед Тишина Т.П.. Мотив лиры ученый связывает с  древом жизни и с триадой якутских богинь: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын [11]. Она дает лировидному мотиву свойство полисемантизма, когда один и тот же элемент имеет то зооморфную, то растительную, то геометрическую трактовку, то растительно-зооморфную или зооморфно-антропоморфную одновременно [10].



В работе З.Ф. Семеновойлировидный орнамент рассматриваетсякак трехчленная зооморфно-растительная композиция, отражающая сюжет Мирового дерева. И она относит лировидный орнамент знаку, связанному с космологическими воззрениями якутов. Исследователь видит центральную часть орнамента как дерево, а спирали расположенные с двух сторон как животных.   Таким образом, она относит лировидному орнаменту апотропеистическую (защитную или охранную), продицирующую и благопожелательную функции  [9].



С.И. Петрова рассматривает лировидный орнамент тоже как символ Мирового дерева – древа жизни, древа плодородия, древа восхождения. Также она отмечает, строгую симметричность и вертикальность орнамента, устремленного вверх (кроме декора обуви) [7].



Таким образом, лировидный орнамент является самым распространеннымв якутской орнаментике. Лировидный орнамент имеет особый образный язык, передающийособенности национального сознания якутов. Для лировидного орнамента характерны конструктивная ясность формы мотива, обобщенность и строгая симметричность. Все исследователи сходятся в одном мнении, что лировидный орнамент көҕүөр или көһүүр ойуу имеет благопожелательную и оберегательную функцию и выступает как символ плодородия, отражает космологические представления якутов. На наш взгляд, в этом случае теория зооморфно-растительного происхождения, более компромиссна и убедительна.



 



Литература:



 

  1. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: вопросы происхождения якутов. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1986, -92с.
  2. Зыков Ф.М. Лировидный орнамент якутов // Проблемы народного прикладного искусства Якутии. Сб. научн. Трудов. –Якутск. 1984. C. 82-92.
  3. Йохансен У. Орнаментальное искусство якутов: историко-этногрфические исследования. М-во культ. И духовн. Развития РС(Я), музей музыки и фольклора народов Якути. – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008. -160с.
  4. Каплан Н.И. На земле чоронов и сэргэ // Радуга на снегу. – М.: Молодая гвардия, 1972. С. 76-96.
  5. Носов Н.Н. Стилевые признаки якутского узора //Сборник материалов по этнографии Якутов. – Якутск: Якутское гос. Издательство, 1948. С107-116.
  6. Окладников А.П., Шибаева Ю.А. К истории якутской орнаментики // Труды института языка, литературы и истории. Якутск: Кн. Изд-во Якутск, 1959. С. 5-11.
  7. Петрова С.И. Художественное шитье конского убранства якутов: традиции и современность. – Новосибирск: Наука СО РАН, 2011. -118с.
  8. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. – Якутск: Якутское книжное изд-во, 1972. -143с.
  9. Семенова З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак // Духовная культура в жизни этноса: сборник научных трудов. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1991. С. 27-35
  10. Тишина Т.П. О некоторых проблемах комплексного исследования Якутского орнамента (по материалам якутского народного искусства XIX-XX веков) // Проблемы народного прикладного искусства Якутии. Сб. научных трудов. – Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1984. С. 59-82
  11. Тишина Т.П. Растительный орнамент в якутском народном искусстве XIX века // Язык. Миф. Культура народов Сибири: Сборник научн. Трудов. – Якутск: ЯГУ, 1991. С. 92-104.


 

  1. Gogolev A.I. Istoricheskaja jetnografija jakutov: voprosy proishozhdenija jakutov. – Jakutsk: Izd-vo JaGU, 1986, -92s.
  2. Zykov F.M. Lirovidnyj ornament jakutov // Problemy narodnogo prikladnogo iskusstva Jakutii. Sb. nauchn. Trudov. –Jakutsk. 1984. C. 82-92.
  3. Johansen U. Ornamental’noe iskusstvo jakutov: istoriko-jetnogrficheskie issledovanija. M-vo kul’t. I duhovn. Razvitija RS(Ja), muzej muzyki i fol’klora narodov Jakuti. – Jakutsk: Kompanija «Dani Almas», 2008. -160s.
  4. Kaplan N.I. Na zemle choronov i sjergje // Raduga na snegu. – M.: Molodaja gvardija, 1972. S. 76-96.
  5. Nosov N.N. Stilevye priznaki jakutskogo uzora //Sbornik materialov po jetnografii Jakutov. – Jakutsk: Jakutskoe gos. Izdatel’stvo, 1948. S107-116.
  6. Okladnikov A.P., Shibaeva Ju.A. K istorii jakutskoj ornamentiki // Trudy instituta jazyka, literatury i istorii. Jakutsk: Kn. Izd-vo Jakutsk, 1959. S. 5-11.
  7. Petrova S.I. Hudozhestvennoe shit’e konskogo ubranstva jakutov: tradicii i sovremennost’. – Novosibirsk: Nauka SO RAN, 2011. -118s.
  8. Potapov I.A. Jakutskaja narodnaja rez’ba po derevu. – Jakutsk: Jakutskoe knizhnoe izd-vo, 1972. -143s.
  9. Semenova Z.F. Kosmologicheskie predstavlenija u jakutov: simvolika i znak // Duhovnaja kul’tura v zhizni jetnosa: sbornik nauchnyh trudov. –Jakutsk: Izd-vo Jakutskogo un-ta, 1991. S. 27-35
  10. Tishina T.P. O nekotoryh problemah kompleksnogo issledovanija Jakutskogo ornamenta (po materialam jakutskogo narodnogo iskusstva XIX-XX vekov) // Problemy narodnogo prikladnogo iskusstva Jakutii. Sb. nauchnyh trudov. – Jakutsk: Jakutskij filial SO AN SSSR, 1984. S. 59-82
  11. Tishina T.P. Rastitel’nyj ornament v jakutskom narodnom iskusstve XIX veka // Jazyk. Mif. Kul’tura narodov Sibiri: Sbornik nauchn. Trudov. – Jakutsk: JaGU, 1991. S. 92-104.