ТРАДИЦИИ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА САХА

13 октября 8:42
В изучении якутского песенного искусства внесли свой вклад профессиональные композиторы Якутии M.Жирков, Г.Григорян, известные ведущие музыковеды — фольклористы В.М. Беляев, С. А. Кондратьев, Г.M. Кривошанко, З.Е. .Алексеев, Н.Н. Николаева, Г.Г, Алексеева.. А.С. Ларионова, а так же свою роль сыграли первые- сборники якутских песен А. Скрябина (1927), Фю Корнилова ( 1936).



Истоками зарождения и развития якутской песенной культуры явилась сама древняя культура якутов, восходящая своими корнями к тюрской ветви центрально-азиатской восточной культуры. Об этом утверждает профессор А.И. Гоголев в своей монографии «Якуты»: «Связь якутской культуры со скифо — сибирской эпохой (условно «индоиранской») могла как заметно сохраниться благодаря тому, что в этогенезе якутов приняли участие какие-то ранние, по всей вероятности, тюрские или отюречные этногруппы индоиранского (сакского) происхождения имевшие связи с пазырыкцами Горного Алтая.



Следовательно, на более последних этапах своей истории якутская музыкальная культура вобрала в себя элементы монгольсого мелоса и северо – сибирских народов (эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей ). Об этом предполагает с музыковедческой точки зрения Г. Г. Алексеева.



Как мы уже отметили выше, в формировании якутской музыкальной культуры принимали участие множество элементов разных культур. Но сегодняшнего дня якутская песенная культура считается еще более сохраненной. Так же подтверждает Л. И. Гоголев : «Устное народное творчество окончательно сформировалось в бассейне Средней Лены. Эпос тюркоязычных народов Южной Сибири весь поется особым типом интонирования, а у якутов поется только часть текста олонхо. Она исполняется высоким стилем протяжных песен дьиэрэтии ырыа, неотъемлемой частью которой являются специфические фальцетные призвуки кылыһах.



Первым кто занялся серьезным исследованиям по выявлению разновидностей народного пения является фольклорист — исследователь и композитор М.Н. Жирков.



В своей работе Жирков поднимает два основных проблем; во-первых, проблему развития якутской музыкальной культуры, во-вторых, поднимается проблема изучения традиционной культуры якутов.



М.Н. Жиркова интересует уровень теоретической разработки жанров якутского фольклора. Он дает критический обзор истории изучения музыкального фольклора от первых записей якутских песен, первых с велений о музыкальном инструментарии в этнографических исследователей XIX начала XX в. до первых советских сборников народных песен, теоритических исследований якутского фольклора 30-40г г.



Н.Н. Николаева уделяет большое внимание к ритмике эпических напевов «дьиэрэтии» в олонхо: «В музыкальной поэтике якутского песенного фольклора значительный интерес представляет ритмика она до сих пор не стала предметом специального научного исследования. Myзыка якутского эпоса олонхо предоставляет богатейший материал над ритмического закономерностями традиционного наследия. Обратимся к эпическим тойукам олонхо.



Ритмический склад якутского народного стихосложения признан исследователя м и свободным, ненармотивным. Отсутствие строгой ритмической упорядоченности в поэтическом тексте представляется ему признаком ранней но с времен у происхождения формы усного народного творчества»  [6, 29].



Впервые этот вопрос был освещен видным советским музыковедом В. Белявым в 1937 году на основе материалов одного из ранних печатных сборников якутских песен Ф. Корнилова, где он отмечает: «якуты обладают значительно развитым вокальным исскуством связанный с якутской народной сказкой и песней. Якутские сказочники («дьиэрэтэн ыллааччылар») являются одновременно и поэтами и импровизаторами, и профессиональными певцами, ведущими своего повествования на основе определенных музыкальных мотивов, которыми они являются совершенствой,..», далее он подчеркивает » поскольку якутская сказка импровизируется, постольку в строению ее стихотворных строчек неизбежны отступления от основного ритма стиха. В отрывке из сказки «О старухе- рабыне», записанном Корниловым, мы встречаем примеры таких ритмических отступлений. Они указывают на то, что якуты в своих импровизированных стихотворных текстах подчиняют внутренний ритм разнослоговых стиховорных строк единому основному музыкальному ритму» [6, 43]. По утверждению И.И, Николаева, ритмическое движение песен дьиэрэтии представлено равномерной пульсацией четвертных «ел огон от»», положенных в основу м е д и ко-текстового ритма».. Это основная длительность является здесь временной единицей «внутрислогового распева'»… которая «превращает слоги тойука в единообразные музыкальные стопы, ритмизируя тем самым любой., даже и подчеркнуто прозаический текст» {б, 29], Высокая степень ритмической организации в «дьиэрэтии» сочетается с метрической свободой, вызванной действием свободного течения текста. В итоге получается частая смена музыкального размера.



Из первых теоретических работ, посвященных якутскому песенному фольклору, можно выделить статью В.М Беляева. «Якутские народные песни;», оценив ее как первое серьезное обращение к двум стилям в якутском песнетворчестве, констатирует своеобразие песен стиля «дьиэрэтии» с «особыми приемами пения, которые не могут быть изображены нотными записями» и дающие глубокий анализ ритмическим и мелодическим особенностям стиля «дэгэрэн».



Литература:

  1. Алексеев Э.Е. Музыкальная культура. Якутская советская литература и искусство-Якутск: Кн.изд., 1964. -С.216..
  2. Алексеев Э.Е., Николаева Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск: Кн.изд-во 982 — С100.
  3. Алексеева Г.Г. Якутский музыкальный фольклор в записях М.Н.Жиркова Музыкальное творчество Сибири и Дальнего Востока. — Вып.Ш, — Новосибирск, 1986 С
  4. ВасильевГ.М. Якутское стихосложение. — Якутск: Кн.издательство, — 125с,
  5. ГоголевИ.Л. Оксокулээх сэргэ. Якутск. 1979 430 с.
  6. Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры. Новосибирск, 383 с.
  7. Григорян Г.А. Музыкальная культура Якутской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР, — М.: Музгис, 1957; — 408 с.
  8. Дьячковский Н.Д. Звуковой строй якутского языка. — Якутск; Кн.изд., 1971,11 том -191с.
  9. Жирков М.Н, Якутская народная музыка / Сост. Алексеева Г Г., — Якутск: Кн.изд., Л 17с


Literatura:

  1. Alekseev E.E. Muzyikalnaya kultura. Yakutskaya sovetskaya literatura i iskusstvo-Yakutsk: Kn.izd., 1964. -S.216..
  2. Alekseev E.E., Nikolaeva N. Obraztsyi yakutskogo pesennogo folklora. Yakutsk: Kn.izd-vo 982 — S100.
  3. Alekseeva G.G. Yakutskiy muzyikalnyiy folklor v zapisyah M.N.Zhirkova Muzyikalnoe tvorchestvo Sibiri i Dalnego Vostoka. — Vyip.Sh, — Novosibirsk, 1986 S 153.
  4. Vasilev G.M. Yakutskoe stihoslozhenie. — Yakutsk: Kn.izdatelstvo, 1965. — 125s,
  5. Gogolev I. Oksokuleeh serge. Yakutsk. 1979 430 s.
  6. Golovneva N.I. Stanovlenie yakutskoy professionalnoy muzyikalnoy kulturyi. Novosibirsk, 1994. 383 s.
  7. Grigoryan G.A. Muzyikalnaya kultura Yakutskoy ASSR // Muzyikalnaya kultura avtonomnyih respublik RSFSR, — M.: Muzgis, 1957; — 408 s.
  8. Dyachkovskiy N.D. Zvukovoy stroy yakutskogo yazyika. — Yakutsk; Kn.izd., 1971,11 tom -191s.
  9. Zhirkov M.N, Yakutskaya narodnaya muzyika / Sost. Alekseeva G G., — Yakutsk: Kn.izd., 1981. L 17s.