Наскальные изображения показывают, что общая конструкция и внешняя форма бубна почти не изменились: бубен у якутов — дун, ур был круглым, овальным или яйцевидным, имел в среднем до 60 см в продольном диаметре. Обечайку делали из лиственничной доски. На внешней стороне обечайки (хон,соо) обычно имелось 5, 7 или 9 резонаторов зависит от силы шамана — детально обработанных деревянных столбиков разной формы. На резонаторные столбики натягивали жильные нити, а в самой обечайке вырезали резонаторные щели. Обечайку обтягивали коровьей кожей. Кожу выделывали, мочили и пришивали к обечайке близко от края. Высыхая, кожа плотно натягивалась на обечайку. Внутри бубна на четырех ремнях прикрепляли железную крестовину под названием быарык, а в стороне обечайки крепились фигурные или простые железные скобки с железными подвесками (изображениями птиц, рыб, животных). Колотушку делали из сердцевины лиственницы. Она представляла собой изогнутую лопаточку. С одной стороны ее обшивали шкурой животного (например, коня) на другую (вогнутую) сторону прикрепляли несколько колечек. На ручке иногда изображали головы волка или медведя.
Шаманский бубен якутов, как и других народов Сибири, по замечанию Е.П.Слепцова, «воспроизводил модель упорядоченного пространства. Круглая форма бубна, материалы, из которых он был изготовлен (дерево и шкура), наглядно выражали эту идею» [6, С.94-98].
Изготавливая бубны, якутские шаманы использовали символические элементы демонстрации вселенной. Например, некоторые шаманы делали бубны из деревьев, наклоненных на восток, а перед срубкой дерева надевали на него свой костюм и осуществляли жертвоприношение скотины. В украшении бубна отражалась модель пространства. Зачастую сама композиция разрисовки поверхности бубна отражала представления об основных разделах мироздания — обычно о верхнем, среднем и нижнем мирах. Если бубен — это верховое животным шамана, то колотушка – это плеть или кнут, которым шаман погоняет коня (бубен) во время странствований в потустороннем мире. Также бубен символизирует лодку для перемещения шамана по морю или реке. Кроме служебной роли при бубне, колотушка – это самостоятельный шаманский атрибут, его употребляли при гадании и лечении. На ручке и внутренней части обечайки помещались бубенчики и колокольчики, служившие шаману не только защитой от злых духов, но и привлекательной музыкой для духов-помощников. Здесь же были фигурки, подвешенные между колокольчиками, изображавшие самих духов-помощников.
Таким образом, строение бубна у народов саха имел важное сакральное значение и является своеобразным историческим памятником.
Литература:
- Алексеев, Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири/ Н. А. Алексеев. — Новосибирск: Наука, 1984. — 233с.
- Алексеев, Н. А. Традиционные религиозные Верования якутов в XIX – начале XX в / Н. А. Алексеев. — Новосибирск: Наука, 1975. — 191с.
- Васильева Н. Д. Шаманство в Якутии 1920- 1930 гг. / Н.Д. Васильева. — Якутск, 1998. -18с.
- Попов А. А. Камлание шаманов бывшего Вилюйского округа / А. А. Попов. — Новосибирск: Наука, 2008. -464с.
- Серошевский В. Л. Якуты / В. Л. Серошевский. — М, 1993. — 713с.
- Слепцов Е. П. Якутский шаманизм в контексте архаичных символических систем: мифология и ритуал / Е. П. Слепцов. — Якутск, 2009. — 208с.
- Уткин К. Д. Истоки якутского шаманизма / К. Д. Уткин. — Якутск,1994- 98с.
Literatura:
- Alekseev, N. A. Shamanizm tyurkoyazyichnyih narodov Sibiri/ N. A. Alekseev. — Novosibirsk: Nauka, 1984. — 233s.
- Alekseev, N. A. Traditsionnyie religioznyie Verovaniya yakutov v XIX – nachale XX v / N. A. Alekseev. — Novosibirsk: Nauka, 1975. — 191s.
- Vasileva N. D. Shamanstvo v Yakutii 1920- 1930 gg. / N.D. Vasileva. — Yakutsk, 1998. -18s.
- Popov A. A. Kamlanie shamanov byivshego Vilyuyskogo okruga / A. A. Popov. — Novosibirsk: Nauka, 2008. -464s.
- Seroshevskiy V. L. Yakutyi / V. L. Seroshevskiy. — M, 1993. — 713s.
- Sleptsov E. P. Yakutskiy shamanizm v kontekste arhaichnyih simvolicheskih sistem: mifologiya i ritual / E. P. Sleptsov. — Yakutsk, 2009. — 208s.
- Utkin K. D. Istoki yakutskogo shamanizma / K. D. Utkin. — Yakutsk,1994- 98s.