Налоговый маневр как дестабилизирующий элемент экономической системы России

14 октября 6:19

УДК 330.322

На сегодняшний момент, все добываемые ресурсы в России облагаются налогом в двух местах:


  1. НДПИ;
  2. Экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты.

Таким образом, у государства есть два инструмента, с помощью которых она наполняет казну и регулирует развитие экономики.

Если мы хотим, чтобы в государстве развивалась переработка нефти, чтобы вывозилась не сырая нефть, чтобы производились нефтепродукты с высокой стоимостью, то мы снижаем НДПИ и увеличиваем Экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты.

Таким образом, выстраивается некая защитная стена. Получается, в нашем экономическом пространстве внутри страны дешевые природные ресурсы, дешевая нефть, а за рубежом, т.е. внеэкономическом пространстве страны, наша нефть уходя туда становится дорогой. Это приводит к тому, что мы поощряем переработку нефти внутри государства, начинаются строиться новые НПЗ, новые рабочие места и т.д. Вот такая ситуация у нас была до ноября 2014 года, когда правительство не придумала такую вещь под красивым названием «Налоговый маневр».

Весь смысл «Налогового маневра» проста. Экспортная пошлина на вывоз нефти и нефтепродуктов начинает снижаться, а НДПИ увеличиваться. Удивительное дело, все это совпало с введением санкций против России. В феврале 2014 года государственный переворот в Киеве, Крым, Донбасс, давление на Россию со всех сторон. И вот к ноябрю 2014 года Правительство решает уменьшать вывозную экспортную пошлину и увеличивать НДПИ.

В августе 2018 года, принято решение в течении 6 лет полностью изменить налоговую систему, связанную с обложением налогом природных ресурсов, т.е. совершить налоговый маневр, что называется до самого конца.

В чем же заключается? В течении 6 лет, планомерно вывозная экспортная пошлина будет снижаться с 30% до 0. А куда же перекладывается тяжесть налогообложения? А она перекладывается на НДПИ, т.е. он увеличивается, а экспортная пошлина становится равна 0.

Таким образом, вся тяжесть налогообложения перекладывается на внутреннего потребителя, потому что, именно внутренний потребитель будет потреблять бензин, созданный из нефти, которая облагается более высоким НДПИ. Обратите внимание, что эта программа рассчитана ровно на 6 лет, т.е. на весь президентский срок Путина. Когда мы говорим о подорожании бензина, то удивляться не надо, потому что, на сегодняшний момент, эта подорожание запланирована. Она будет планомерно увеличиваться  из года в год, идти в течение 6 лет президентского срока Путина. Казалось бы странно, почему эта программа сделана именно на 6 лет, а не на 5, не на 10 лет. Премьер министр Дмитрий Медведев сказал следующую фразу: «Следующие 6 лет, будут непростыми для российской экономики».

И это не все, с 1 января 2019 года Правительство планирует увеличить акциз на бензин в 1,5 раза, тем самым еще больше взять налогов с каждого литра бензина, т.е. с 1 января 2019 года запланировано тройное подорожание бензина.

Во-первых, наши отпускные цены уже увеличились на сегодняшний момент, и никто не гарантирует, что до конца года НПЗ не увеличат эту цену еще раз.

Во вторых,  с 1 января 2019 года вся экспортная пошлина начинает по тихонечко перекочевывать в НДПИ и увеличивать внутреннюю стоимость добываемой нефти. И еще Правительство решило добавить сюда акцизы на бензин.

Если все это не будет изменено, то бензин не просто подорожает в 2019 году, а очень сильно подорожает, о чем сегодня многие эксперты пытаются рассказать Правительству, что это слишком дорого для нашей экономики.

Если увеличится стоимость бензина, то увеличится стоимость всего, это значит, что в нашей стране начнется новый виток инфляций, а потом еще больше будет расти инфляция, потому что, следующее подорожание бензина будет оправдываться той инфляцией, которая случилась, и с каждым годом все больше процентов от пошлины будет прилагаться в НДПИ.

Это развитие экономики? Нет, а развитие инфляции. Правительству очень хочется состыковать расходы бюджета с доходами, но совершенно очевидно, что изменение этой налогообложении, приведет к тому, что у нас в стране закроются НПЗ и не откроются новые.

Правительство открывает дорогу для выкачки не переработанной, дешевой нефти за границу.

Но это не все, существует еще «Бюджетное правило». Она подразумевает собой, когда деньги, полученные от продажи нашей нефти свыше 45 долларов, идут в некий резервный фонд, а резервный фонд состоит из ценных бумаг иностранного государства, т.е. все что свыше 45 долларов наше Правительство берет и отдает в долг иностранному государству. А налоговую тяжесть перекладывает на НДПИ, т.е. на нас.

Таким образом, когда нам говорят, что санкции не работают, мы с этим согласиться не можем. Да, они могут не работать в виде ассортимента продовольственных продуктов, но санкции работают в том смысле, что для того, чтобы добыть валюту для страны, нынешнее Правительство перекладывает всю экспортную пошлину на нефть на внутреннего потребителя, что неизбежно приводит к двойному, тройному ускоренному росту цен на бензин, что в свою очередь приводит к увеличению инфляции, к удорожанию всего и к росту социальной напряженности.

Таким образом, наши заграничные партнеры видят, что чем сильнее вы давите на Российскую экономику, тем быстрее российское Правительство само создает социальную напряженность внутри государства, которая в итоге может привести к очень печальным последствиям.

Из этого вывод, надо ли Западу отменять санкции, с точки зрения из интересов Запада, конечно, нет, потому что, Правительство РФ само выполняет внутри России роль того, кто разжигает страсти и делает пропасть между интересами государства и интересами рядового потребителя.

Когда то, один из известных политических деятелей России, а именно господин Милюков 1 ноября 1916 года сказал сакраментальную фразу, которая глядя на вот этот «Налоговый маневр» сразу вспоминается: «Что это, глупость или измена?».

         Литература


  1. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 175 c.
  2. http://government.ru

References


  1. Dadashev A. Z. Taxes and taxation in the Russian Federation: textbook / A. Z. Dadashev, D. A. Meshkov, Yu. a. Trample. — Moscow: UNITY, 2015. — 175 C.
  2. http://government.ru