ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ВЫБОРАХ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

11 апреля 11:17

В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в пункт 8 статьи 23 внесены изменения, касающиеся расширения наблюдения в день голосования, а именно создается новая правовая конструкция в избирательном праве – общественный контроль в интересах неопределенного круга лиц.

Данные изменения явились результатом своевременного реагирования на проблемы обеспечения защиты избирательных прав граждан, в том числе и с помощью общественного контроля. По мнению ученых, «не решенная на законодательном уровне проблема общественного контроля на выборах порождает «серые схемы» общественного наблюдения, и как следствие -отсутствие объективного и сбалансированного анализа избирательного процесса, недоверие к избирательному процессу на его завершающей стадии» [1, с. 29], «за последние годы в России были сделаны серьезные шаги в направлении обеспечения общественного контроля за избирательным процессом, включая создание необходимой нормативно-правовой базы. Однако представляется необходимым разработать и принять отдельный закон, закрепляющий основные принципы и формы осуществления общественного контроля за выборами в России» [2, с. 659].

Понятие «неопределенный круг лиц» впервые было введено в правовой оборот с 1 февраля 2003 года в рамках гражданского судопроизводства. Так, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право защиты неопределенного круга лиц предоставлено прокурору, со статьей 46 – органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам в случаях, предусмотренных законом. Ввод в оборот не был сопровожден разъяснением понятия «неопределенный круг лиц», но интерпретация данных норм в их системной взаимосвязи с другими процессуальными нормами позволяет утверждать, что под таковым следует понимать защиту интересов группы физических лиц в условиях необязательности установления их точного количества. Однако, процессуальный контекст нового понятия сразу обращал внимание: что в данном случае речь идет не о новом субъекте правоотношений как некоего совокупного (коллективного) лица, а о порядке защиты данных интересов.

         В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 374-ФЗ мы сталкиваемся не только и не столько с обновлением порядка защиты избирательных прав граждан, но с введением новых субъектов избирательного права и новых субъектов избирательных правоотношений. Изменения имеют отсылочный характер, а именно текст изложен следующим образом: «Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – субъекты общественного контроля)».

         Отсюда, возникает вроде бы ясный посыл: концептуальные основы новой правовой конструкции следует искать в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Статья 9 данного федерального закона устанавливает перечень субъектов общественного контроля: Общественная палат Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти. Однако, избирательное законодательство отсекает от участия в наблюдении муниципальный и ведомственный общественные органы. Так, к субъектам общественного контроля на выборах в соответствии Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» относятся только Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации.

С другой стороны, в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» действие его норм не распространяется на общественные отношения, урегулированные законодательством о выборах и референдумах. Причем без каких-либо бланкетных оговорок.

Следует констатировать, что, к сожалению, несмотря на большую идеологическую привлекательность, вопросы общественного контроля на выборах и его законодательной институционализации имеют значительную концептуальную незавершенность, как и большинство правовых новаций в современной законотворческой практике.

        

Литература

  1. Борисов И.Б. Выборы: доверие, ответственность, гражданский диалог // Избирательное законодательство и практика. 2016. №3. С.28-30.
  2. Бердникова Е.В. Роль общественного контроля в обеспечении демократических выборов в РФ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. Том 14. №4. С.651-659.

 

References

  1. Borisov I.B. Vybory: doverie, otvetstvennost’, grazhdanskij dialog // Izbiratel’noe zakonodatel’stvo i praktika. 2016. №3. S.28-30.
  2. Berdnikova E.V. Rol’ obshhestvennogo kontrolja v obespechenii demokraticheskih vyborov v RF // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Jekonomika. Upravlenie. Pravo. 2015. Tom 14. №4. S.651-659.