Анализ эффективности деятельности АО «Саханефтегазсбыт» за 2017 год

21 мая 11:46

УДК 330.44

Как известно, эффективность функционирования каждой компании находится в зависимости от его возможности приносить необходимый доход. Оценить данную способность позволяет анализ эффективности деятельности компании, в процессе которого необходимо дать характеристику его платежеспособности, насколько эффективна и прибыльна деятельность компании, перспективы его развития, а далее согласно по итогам принять обоснованные решения.

Основные финансовые результаты деятельности АО «Саханефтегазсбыт» за весь рассматриваемый период приведены ниже в таблице.

Таблица 7 — Основные финансовые результаты деятельности АО «Саханефтегазсбыт»















Показатель Значение показателя, тыс. руб. Изменение показателя Средне-
годовая
величина, тыс. руб.
2016 г. 2017 г. тыс. руб.
(гр.3 — гр.2)
± %
((3-2) : 2)
1 2 3 4 5 6
1. Выручка 11 419 759 11 646 232 +226 473 +2 11 532 996
2. Расходы по обычным видам деятельности 10 381 965 10 907 486 +525 521 +5,1 10 644 726
3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2) 1 037 794 738 746 -299 048 -28,8 888 270
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате 17 894 58 033 +40 139 +3,2 раза 37 964
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4) 1 055 688 796 779 -258 909 -24,5 926 234
6. Проценты к уплате 1 016 663 1 099 823 +83 160 +8,2 1 058 243
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее -21 972 6 119 +28 091 -7 927
8. Чистая прибыль (убыток)  (5-6+7) 17 053 -296 925 -313 978 -139 936
Справочно:
Совокупный финансовый результат периода
17 053 -296 925 -313 978 -139 936
Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса   (измен. стр. 1370) -28 299 -311 481 х х х

Годовая выручка за последний год составила 11 646 232 тыс. руб., что всего лишь на 226 473 тыс. руб., или на 2% больше, чем за 2016 год.

За последний год прибыль от продаж равнялась 738 746 тыс. руб. Финансовый результат от продаж в течение анализируемого периода сильно уменьшился (на 299 048 тыс. руб., или на 28,8%).

Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Это и обусловило отсутствие показателя «Управленческие расходы» за отчетный период в форме №2.

Формальное исследование правильности отражения в Балансе и «Отчете о финансовых результатах» за последний отчетный период отложенных налоговых активов и обязательств подтвердила взаимоувязку показателей отчетности.

Изменение выручки наглядно представлено ниже на Рис. 7.

Таблица 8 — Анализ рентабельности










Показатели рентабельности Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) Изменение показателя
2016 г. 2017 г. коп.,
(гр.3 — гр.2)
± %
((3-2) : 2)
1 2 3 4 5
1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение: 4% и более. 9,1 6,3 -2,8 -30,2
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). 9,2 6,8 -2,4 -26
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 3% и более. 0,1 -2,5 -2,6
Cправочно:
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)
10 6,8 -3,2 -32,2
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более. 1 0,7 -0,3 -30,2

За 2017 год организация получила прибыль от продаж и прибыль до вычета процентных расходов и расходов по налогу на прибыль (EBIT), что и обусловило положительно значение первых двух показателей рентабельности, приведенных в таблице. Но дополнительные расходы в виде процентов и налога на прибыль привели к отрицательному значению рентабельности, рассчитанной по чистой прибыли.

За последний год организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 6,3 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Однако имеет место отрицательная динамика рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за 2016 год (-2,8 коп.).

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) к выручке организации, за последний год составил 6,8%. То есть в каждом рубле выручки организации содержалось 6,8 копеек прибыли до налогообложения и процентов к уплате.

В следующей таблице представлена рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала.

Таблица 9 — Рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала










Показатель рентабельности Значение показателя, % Изменение показателя
(гр.3 — гр.2)
Расчет показателя
2016 г. 2017 г.
1 2 3 4 5
Рентабельность собственного капитала (ROE) 0,15 -0,12 -0,03 Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Нормальное значение: 18% и более.
Рентабельность активов (ROA) 0,8 -0,6 -0,2 Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Нормальное значение для данной отрасли: 9% и более.
Прибыль на задействованный капитал (ROCE) 1,47 1,35 -0,12 Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.
Рентабельность производственных фондов 2,1 1,8 -0,3 Отношение прибыли от продаж к средней стоимости основных средств и материально-производственных запасов.
Справочно:
Фондоотдача, коэфф.
1,42 1,19 -0,23 Отношение выручки к средней стоимости основных средств.

За период 01.01–31.12.2017 каждый рубль собственного капитала АО «Саханефтегазсбыт» обеспечил убыток в размере 296925 руб. Уменьшение рентабельности собственного капитала за весь рассматриваемый период составило -0,03%. За последний год значение рентабельности собственного капитала является крайне неудовлетворительным.

Рентабельность активов за последний год составила -0,6%. Рентабельность активов за весь рассматриваемый период уменьшилась на 0,2%.

Исходя из данных, можно сделать вывод, что отрицательная рентабельность — важный сигнал для руководства компании, она демонстрирует процент убыточности производства или продаж на каждый вложенный рубль в товар. Получается, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, а цена недостаточно высока для покрытия всех издержек.

Также отрицательная рентабельность сигнализирует о том, что предприятие неэффективно распоряжается собственными активами. Что касается рентабельности производства, то отрицательная рентабельность — свидетельство того, что сумма издержек на производство и реализацию продукции выше цены ее продажи.

Если показатели рентабельности компании демонстрируют минусовое значение, это служит поводом для повышения цен на продукцию либо для поиска путей сокращения ее себестоимости. Положительный эффект в данном случае может иметь также оптимизация ассортимента.

Литература


  1. Войтоловского Н.В., Калининой А.П., Мазуровой И.И. / Экономический анализ: учебник для бакалавров / под ред. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 548 с.
  2. Мельник М.В., Кривцов А.И., Горлова О.В. / Комплексный экономический анализ: учебное пособие. — М.: ФОРУМ: Инфра-M, 2014. — 368 с.
  3. http://www.sngs.ykt.ru

References


  1. Seminar Was Chaired By N. In. Kalinina A. P., the I. I. Mazurova / Economic analysis: textbook for students / ed. — 4th ed., pererab. I DOP. — M.: yurait publishing House, 2014. — 548 p.
  2. Melnik M. V., Krivtsov A. I., Gorlova O. V. Complex economic analysis: textbook. — Moscow: FORUM: Infra-M, 2014. — 368 p.
  3. http://www.sngs.ykt.ru