ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

14 августа 3:26
В настоящее время проблемы взаимодействия семьи и школы приобретают особую важность. В связи с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и реализацией ФГОС второго поколения качественным образом изменилось взаимоотношение школы и семьи. Это обусловлено тем, что родители (законные представители) теперь имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Поэтому у образовательных организаций возникла необходимость во взаимодействии с семьей ребенка на позициях сотрудничества и доверительности.



Успешное воспитание личности младшего школьника возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. В некоторых школах учителя отмечают на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же, в свою очередь, бывают недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.



Определяющую роль в воспитании личности играет не только школа, но и семья, которая, становясь регулятором в воспитании, дает первые уроки нравственности. Как мы знаем, именно в семье ребенок формирует свои привычки и жизненные принципы. Его будущее зависит от отношения между родителями, от их уровня духовно-нравственной культуры и какие ценности и интересы они выводят на первый план. Важно воспитывать в детях нравственные ценности, так как закладываются уже в раннем детстве. К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье не всегда уделяется много внимания. Поэтому важная роль в воспитании, обучении и становлении личности ребёнка отводится школе.



Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа. Ведущую роль в                                  организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создадут благоприятные условия для развития ребенка.



С точки зрения В.А. Титова, семья – это сложная подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции: самореализации личности; репродуктивная; первичной социализации; воспитательная; экономическая и хозяйственно-бытовая; рекреационная и психо-терапевтическая [5, с 54].



Среди педагогических проблем семейного воспитанния особое место занимает теория А.С. Макаренко. Он рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена, указывает, что семья — это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать больше, чем предполагается. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях и сейчас.



Многочисленные педагогические исследования свидетельствуют о значительной зависимости психического развития детей от направляющих воздействий близких взрослых (П.Н. Дербенев, Е.Ю. Захарченко и др.). Благоприятные взаимоотношения в семье способствуют разворачиванию самостоятельности детей и больше соответствуют природе ребенка, чем воспитание в условиях образовательного учреждения. Многие теоретические источники доказывают важность эмоционального поощрения взрослых в закреплении у ребенка навыков самостоятельности [3, с. 27].



На основе изученных теоретических подходов педагогов и психологов к решению проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании личности младших школьников было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Якутска.



Чтобы определить уровень воспитания личности учащихся и вовлеченности родителей в воспитание своих детей, мы провели диагностику по методике экспертных оценок А.Г.Асмолова. В экспериментальной группе средний уровень составил 53%, остальное (47%) – низкий, в контрольной группе 60% — средний и 40% — низкий. Следует отметить, что в двух группах высоких результатов не выявлено.



Чтобы выявить уровень взаимодействия семьи и школы, мы провели анкетирование для родителей. Результаты по взаимодействию семьи и школы по вопросам воспитания детей экспериментальной группы показали: высокий уровень – 20%, средний уровень – 53,3%, низкий уровень – 26,7%. Итоги по данным анкетирования в контрольной группе составили: высокий уровень – 13,3%, средний – 60%, низкий – 26,7%.



Таким образом,результаты констатирующего  эксперимента  показали,  что  необходима работа для повышения уровня семейных взаимоотношений, для проведения совместной с родителями воспитательной работы с родителями с целью улучшения показателей личностного развития  детей. Большая часть детей с низким уровнем воспитанности не имела достаточных  знаний и представлений об особенностях поведения вне семьи, так как не знала  норм общественного поведения, не имела достаточного опыта положительных взаимоотношений с другими людьми. Поэтому  требовалась также работа с детьми по обогащению знаний и представлений детей сведениями из этой области.



На формирующем этапе мы организовали формы и методы работы классного руководителя с родителями младших школьников из экспериментальной группы.



По итогам констатирующего этапа выявлено, что у некоторых детей экспериментальной группы существует конфликтность в восприятии семейных взаимоотношений или же присутствует негативное восприятие семьи. Мы пришли к выводу, что родителям надо помочь приобрести опыт в воспитании ребёнка. Поэтому выбрали первым направлением своего сотрудничества с родителями – просветительскую деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а также нашли наиболее доступный способ для решения этой проблемы — это создание родительского клуба «Школа родителей». Программа клуба предполагала тесное взаимодействие семьи, школы и учащихся. Сюда мы включили лекции, диспут, игры, конкурсы, конференции и многое другое.



Подведение итогов экспериментального исследования показало эффективность влияния школы на семью как на институт формирования личности ребенка, так как в результате организации форм и методов работы классного руководителя с родителями в начальной школе установились сотруднические отношения с семьями, повысился уровень воспитанности детей, снизился уровень семейного неблагополучия.



Содержание проведенной работы с родителями затрагивало достаточно много подробностей и особенностей совместной с родителями деятельности, что помогло каждому ребенку осознать роль опыта семейного общения в жизни конкретного человека. Благодаря тесному общению детей с родителями, каждым ребенком были уяснены многие  понятия, которые, к сожалению, так редко встречаются в современной жизни, также школьники узнали много нового о культуре человеческих взаимоотношений. При подаче новой информации учитывались возрастные особенности психологии детей младшего школьного возраста.



Таким образом, применение современных форм и методов работы классного руководителя с родителями детей младшего школьного возраста эффективно осуществляется через приоритет общечеловеческих этических ценностей, через накопле­ние ребенком позитивного опыта межличностного общения с людьми, добившимися определенных успехов в разных видах деятельности. Все это помогло ребенку увидеть в своих родителях авторитетных людей.



Кроме того, огромную роль в воспитании личности младшего школьника играют домашняя обстановка и отношения в семье. Родителями было усвоено, что следует им показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребенку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведет себя ребенок, как справляется со своим поведением, чтобы оно не вызывало недоумения у окружающих. Следует отметить, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры — постоянно показывать им пример. Это должны осознать и родители. Поэтому необходимо учить родителей воспитанию детей на родительских лекториях, собраниях, привлекать их к участию в школьной жизни. А для этого классному рукодителю следует выбрать  необходиме педагогические приемы, методы и формы взаимодействия семьи и школы для полноценного воспитания личности младшего школьника.



Использованная литература:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина / Нач. школа. — 2005. — №11. — С.68-71
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Дербенев П.Н. Школа, семья, общественность: Конспект лекций / П.Н. Дербенев. – Калинин, 2013. – 33 с.
  4. Макаренко А.С. Лекция о воспитании детей / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2008. – 96 с.
  5. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций / В.А. Титов. —  М.: «Приор – издат», 2011. – 224 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 214 с