УДК 330.44
Все субъекты хозяйствования функционируют в маркетинговой среде, которая включает в себя внешние и внутренние факторы. Данные факторы играют большую роль в деятельности компаний, что вызывает актуальность исследования данных факторов на конкретном объекте – АО «Сахатранснефтегаз».
Внешние факторы маркетинговой среды имеют два уровня: макро и микро.
Макроуровень АО «Сахатранснефтегаз» характеризуется следующими факторами внешней среды:
- Природа в деятельности компании влияет следующим образом:
– использует в своей деятельности не возобновляемый ресурс (газ), т.к. данные ресурсы ограничены в природе;
– природные климатические условия региона (возможные ранняя весна, затяжная осень) могут сильно повлиять на выполнение планов реализации газа;
– значительная сезонность проведения строительно-монтажных работ по газификации, обусловленная климатом;
– из-за рек в некоторых районах не могут быть проведены газовые трубопроводы;
– запасы природного газа Республики Саха (Якутия) сосредоточены в 30 месторождениях, удаленных друг от друга на сотни км, что сказывается на надежном газоснабжении потребителей.
- Демография – при получении прибыли заметную роль играют плотность населения, от которых зависит получаемая прибыль компании. Так, например, Отраднинская и Среднетюнгское газоконденсатные месторождения являются убыточными. А также если плотность населения высокое, то и плата за газ будет низкой.
- Политика:
– находится под сильным влиянием от ведомой государством экономической политики, т.к. является полностью государственным предприятием;
– сильное влияние оказывает политика сдерживания роста цен и государственное регулирование тарифов на транспортировку природного газа по газопроводам и другие;
– соблюдает законодательства РФ, которые регулируют деятельность компании.
- Экономика:
– финансовые кризисы снижают активность экономической деятельности организации в реальном секторе экономики;
– значительный рост цены на газ не приводит к адекватному росту газопотребления населенных пунктов.
- Социальные факторы:
– участвует в проводимой политике Правительства РС (Я) в целях поддержки отдельных категорий граждан и предусматривает адресную субсидию для газификации жилых домов на селе;
– реализуется государственная программа по газификации заречной группы улусов.
- Научно-технический прогресс:
– в своей деятельности использует новые технологические решения в области транспортировки газа по трубопроводам (полиэтиленовые трубы), более точные счетчики газа, установка высокотехнологических приборов и средств телеметрии для дистанционного отслеживания расходы природного газа – все это ведет к совершенствованию системы газораспределения и к снижению определенных статей затрат в себестоимости;
– а также использует современные газовые котлы, газогенераторные установки для производства электроэнергии с увеличением коэффициента полезного действия (КПД).
Микроуровень АО «Сахатранснефтегаз» характеризуется следующими факторами внешней среды:
- Потребители – население Республики Саха (Якутия), включая потребительский рынок (домохозяйства), предприятия-производители, посредники, государственные учреждения.
- Контактные аудитории – деятельность организации наблюдается средствами массовой информации (газеты, телевидение, радио), потребителями
- Посредники – являются организации, которые продвигают продукт среди конечных потребителей. В АО «Сахатранснефтегаз» можно отнести почту, банки, терминалы и т.д. через которых осуществляется плата за газ.
- Поставщики – является ОАО «ЯТЭК», который продает АО «Сахатранснефтегаз» нефть, а последний, в свою очередь, перерабатывает.
А теперь рассмотрим вторую группу – внутренние факторы АО «Сахатранснефтегаз»:
- Собственно маркетинг:
– Товар – объем закупки и поставки природного газа определяет сама фирма, но с учетом внешних факторов;
– Цена – устанавливает Государственный комитет по ценовой политике, т.к. компания является монополистом;
– Место продажи – выбирается самой организацией, а именно в пунктах, где проведены газификация населений;
– Стимулирование сбыта – производится с помощью Правительства РС (Я) путем строительства новых инфраструктур.
- Менеджмент:
– Персонал – отбор соответствующих квалифицированных кадров производится самой фирмой;
– Процесс управления – стили, формы, принципы принятия управленческих решений осуществляется самой организацией;
– Физическая среда – все сотрудники фирмы тесно взаимодействуют друг с другом при выполнении своих задач.
Также следует отметить, что такие факторы как природа, демография, политика и экономика воздействуют с негативной стороны в деятельности компании, потому что:
- Климатические условия Якутии сильно влияют на выполнение поставленных планов.
- Малая численность населения играет главную роль в получении прибыли (малочисленное население – низкий доход, многочисленное население –высокий доход), а также, если количество населения больше, то плата за газ будет низкой, т.к. потребителей много.
- Законодательство РФ регулирует деятельность компании, ограничивая его возможности.
- Изменения в экономике, существующие кризисы, доходность населения играет важную роль в финансовом состоянии. Данный фактор может ухудшить состояние компании.
А социальные факторы, научно-технический прогресс, посредники, собственно маркетинг и менеджмент воздействуют в компании с положительный стороны, потому что:
- Компания создает для себя хороший имидж со стороны потребителей, участвуя в социальном развитии Республики Саха (Якутия).
- Научно-технический прогресс улучшает деятельность компании, давая и совершенствуя технологии.
- Посредники осуществляют связь между потребителями, т.е. доводят товар до конечного потребителя.
- Сам маркетинг и менеджмент зависит от самого предприятия и является результатом его управленческих решений.
Таким образом, в маркетинговой среде функционирования АО «Сахатранснефтегаз» наибольшее негативное воздействие оказывают макроуровень внешнего фактора (кроме социального фактора и НТП), и поэтому компания должна следить за изменениями внешней среды и должна быть готова адаптироваться к данным условиям при помощи своих внутренних факторов.
Литература
- Ильина Нина Александровна. Маркетинговая среда функционирования предприятий: научная статья. [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=32243662&
- Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 680 с.
- Управление маркетингом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 322 с. — Серия: Университеты России
References
- Ilina Nina Alexandrovna. Marketing environment of enterprises: scientific article. [Electronic resource] https://elibrary.ru/item.asp?id=32243662&
- Marketing: fundamentals of theory and practice: textbook / VI Belyaev. – 4th ed., pererab. I DOP. – M.: KNORUS, 2010. – 680 p.
- Marketing management: textbook and workshop for academic undergraduate / T. L. Korotkova. – 2nd ed., ISPR. and DOP. – M.: yurayt publishing House, 2017. – 322 p. – Series: Russian Universities