ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

19 ноября 11:23

Принцип свободы договора имеет существенное значение для эффективного регулирования гражданско-правовых отношений, а также способствует формированию стабильного рыночного оборота.

Исследованию этого уникального правового явления посвящено множество научных работ, но до настоящего времени данный вопрос не изучен досконально – с каждым днем его интерпретируют в самых наиболее различных формах.

Следует сказать, что проблема свободы договора является основной в договорном праве, поскольку определение пределов, отведенных государством для свободного договорного, локального правотворчества субъектов права, обоснованность такого определения служат темой для споров и обсуждений цивилистов и философов на всем протяжении существования данного феномена.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, «свобода договора, подразумевая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, не означает, что при заключении договора они могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных Кодексом и другими законами».

Понятие «свобода» обычно понимают как воля, простор, возможность действовать по своему усмотрению, без каких-либо ограничений. В юридической и философской литературе свобода определяется как «возможность ничем не связанного выбора, принятия решения независимо ни от кого, ни от каких-либо внешних обстоятельств». В отношении договора свобода понимается как возможность совершать добровольное и осознанное волеизьявление, полностью отражающую внутреннюю волю субъекта, которая обуславливается его потребностями и мотивами.

Большинство ученых выделяют свободу договора как самостоятельный принцип, в то время как по отношению к другим принципам гражданского права возникают разногласия. Г.В. Шершеневич считал свободу договора «одной из главных основ современного правового порядка», при этом указывал на «обусловленность свободы договора состоянием отношений в трудовой, промышленной и других сферах жизнедеятельности». И.А. Покровский придерживался мнения о том, что «принцип свободы договора служит краеугольным камнем всего современного гражданского строя».

М.И. Брагинский отмечал, что «регулирующая роль договора сближает его с законом и нормативным актом. Издание законодательных актов, определяющих общие правила поведения, само по себе не порождает взаимо­отношений между субъектами, которым они адресованы. Заключение же договора между конкретными лицами, как и любая сделка, являясь правомерным действием, ведет к установлению юридической связи между его участниками, влечет возникновение конкретного отношения между ними».

Изначально принцип свободы договора был провозглашен в Конституции РФ в ст. 34, в которой говорится о том, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности». Так же, согласно п. 2 той же статьи, не допускается экономическая деятельность, направленная но монополизацию и свободную конкуренцию.

Законодатель указывает свободу договора как принцип в статье 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Конкретизирует данный принцип статья 421 ГК РФ, в которой раскрываются основные положения свободы договора: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством». Исходя из данного положения можно сказать, что данный принцип имеет четкое, цельное содержание.

С одной стороны, обозначенный в гражданском законодательстве Российской Федерации принцип свободы договора является продолжением указанных конституционных основ, но, с другой стороны, имеет свое собственное содержание. Данный принцип взаимодействует и с другими принципами гражданского права, такими, как юридическое равенство и автономия воли субъектов гражданского права, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела. Свободное заключение договора не может осуществляться без автономии воли или гарантий от чрезмерного вмешательства государственных органов в частные дела.

В статье 34 Конституции РФ провозглашена свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Можно сказать, данная норма является диспозитивной – как нам известно, диспозитивность предполагает под собой свободу самостоятельного определения вариантов собственного поведения. Что касается вещных прав, их диспозитивность включает в себя возможность совершать позитивные действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Конституционный характер свободы договора означает, что свобода может быть ограничена федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Некоторых юристов конфликт свободы договора и свободы от договора побуждает на мысль о том, что понятие свободы договора в своей сущности логически противоречиво. В свою очередь, Карапетов А.Г., Савельев А.И. считают, что, «несмотря на этот видимый парадокс, понятие свободы договора вполне логично, если под ним понимать право сторон по собственному разумению искать партнеров и заключать любые сделки с любым содержанием. Придание договорным обязательствам принудительной силы в ситуации, когда один из контрагентов передумал исполнять договор, действительно в реальности следует не из принципа договорной свободы, а из идеи обязательности контрактных обязательств. Соответственно то, что суд не приводит в действие те или иные условия по просьбе передумавшей исполнять договор стороны, означает при буквальном понимании свободы договора, что суд ограничивает не эту свободу, а принцип обязательной силы контрактов».

Саму сущность принципа свободы договора можно выразить с двух точек зрения: содержательной и процедурной.

Содержательная сторона подразумевает под собой свободу усмотрения сторон при определении содержания заключаемого договора: выбор условий и типа или вида договора. В данном случае выбор договорных условий трактуется как максимально свободное их определение, с учетом существенных условий договора, которые закреплены императивными нормами права.

Процедурная сторона свободы договора проявляется лишь в неких организационных предпосылках заключения договора, в том числе в свободе граждан и юридических лиц в заключении договора или в отказе от его заключения, свободе в выборе контрагента. Однако вышеназванные проявления принципа свободы договора имеют определенные исключения, в частности, при заключении договоров в обязательном порядке, при заключении предварительных договоров, а также на торгах. В таких случаях договорная свобода сторон значительно ограничивается, а иногда и вовсе исключается.

Ряд авторов в литературе выделяют еще несколько элементов свободы договора, такие как свобода выбора места заключения договора, свобода выбора времени заключения договора, свобода выбора формы договора и свобода расторжения договора.

Таким образом, я думаю, следует подчеркнуть, что свобода договора – достаточно многогранное явление, элементы которого прямо закреплены в законе и разработаны в теории гражданского права. Поскольку сам термин «договор» довольно-таки многозначен, этим и объясняется разнообразие подходов к определению содержания свободы договора.

Принцип свободы договора представляет собой прямо закреплённое в законе основное начало гражданского права, устанавливающее для субъектов договорных отношений свободу заключения договора, выбора его вида и определения его условий. Я считаю, что на основе анализа следует рассматривать принцип свободы договора как единство трёх его элементов: свободы заключения договора, свободы выбора заключаемого договора и свободы определения его содержания.