Внеурочная деятельность, являясь неотъемлемой частью образовательной деятельности, способствует разностороннему развитию личности школьника. Участвуя в ее различных видах, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, учится навыкам конструктивного общения, с пользой для себя проводить свободное от учебы время[1].
В условиях сельской школы в связи с отсутствием других образовательных организаций, а также учреждений культуры и спорта, выполнение всех поставленных задач возлагается только на школу.
Малокомплектная школа обладает рядом особых условий, в которых осуществляет реализацию новых образовательных стандартов. Во-первых, это школа без параллельных классов, с малым контингентом обучающихся. Во-вторых, небольшие, но стабильные педагогические коллективы, в которых учителя вынуждены вести по два-три и более предметов, не владея методикой преподавания всех предметов. В-третьих, ограниченность образовательной среды. В-четвертых, недостаточное информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога. В-пятых, малокомплектная школа обладает ограниченными ресурсами для реализации основной образовательной программы.
Однако у малокомплектной школы есть ряд преимуществ, которые способствуют эффективной реализации программ внеурочной деятельности. Во-первых, разновозрастное общение школьников осуществляется в более естественных для ребѐнка условиях. Во-вторых, в таких школах проще создаѐтся сообщество детей и взрослых, которое включается в реализацию творческих, интеллектуальных, спортивно-оздоровительных и социально ориентированных дел на основе имеющихся общих ценностей. В-третьих, совместную деятельность и продуктивный диалог с родительской общественностью можно организовать в более короткие сроки.
Используя эти преимущества при организации внеурочной деятельности, малокомплектная школа может успешно осуществлять целенаправленные действия по освоению школьниками комплекса нравственных норм и социальных ролей, включению их в различные виды социальных отношений, а значит достигать воспитательных результатов и эффектов[2].
Мы определяем внеурочную деятельность по истории как деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, направляется учителем и имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности. Содержание и формы внеурочной работы по истории можно рассмотреть по нескольким направлениям: расширение и углубление исторических знаний, приобретенных на уроках истории; изучение краеведческого материала; работа с юбилейными датами.
Остановимся на изучении краеведческого материала, т.к. в сельской школе складываются благоприятные условия для использования сохранившихся на селе традиций, народного творчества, богатого духовного потенциала. В условиях сельской школы большую помощь оказывают школьные музеи. В 1996 г. на базе Харитоновской СОШ филиала МКОУ «Глубоковская СОШ» Завьяловского района была создана программа музейной комнаты «Патрио».
Цель программы: организация поисково-исследовательской деятельности во внеурочное время.
Направления деятельности: сбор краеведческого материала по: Гражданской и Великой Отечественной войнам, биографии участников; истории школы; истории села; истории создания колхозов; феномену народных праздников; знаменитым людям и заслуженным колхозникам села; археологическим памятникам на территории села; участникам афганской войны.
Для того, чтобы реализовать все направления деятельности по созданию музейной комнаты, был создан актив музейной комнаты «Памяти верны». Целью актива является работа по сбору и обработке экспонатов, создание презентаций, проведение мероприятий, литературное творчество.
Был создан исторический уголок с различной тематикой.
Первый раздел – «Малая родина». В этот раздел вошел сбор материала об истории села Харитоново, об интересных, творческих, заслуженных людях села, ветеранах труда.
В течение нескольких лет членами актива «Памяти верны» шла кропотливая поисково-исследовательская работа о ветеранах Великой Отечественной войны, ветеранах Афганистана, Чечни, Дагестана.
Следующий раздел экспозиции – «Русский быт и традиции». Комната декоративно-прикладного творчества и старины. Целью является воспитание у школьников любви к своей земле, уважение к русскому народу и его культуре.
Из всего выше сказанного, можно сделать выводы, что сельская школа является единственным культурным центром села и оказывает значительное влияние на его развитие;
Литература:
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва : Просвещение, 2010. – 223 с.
- Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования в малокомплектной школе [Текст]: методические рекомендации / под общ. ред. Т.С. Горбуновой. – Омск : БОУДПО «ИРООО», – 120 с.
Literatura
- Grigor’ev, D.V. Vneurochnaja dejatel’nost’ shkol’nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja / D.V. Grigor’ev, P.V. Stepanov. – Moskva : Prosveshhenie, 2010. – 223 s.
- Aktual’nye voprosy vvedenija federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta obshhego obrazovanija v malokomplektnoj shkole [Tekst]: metodicheskie rekomendacii / pod obshh. red. T.S. Gorbunovoj. – Omsk : BOUDPO «IROOO», 2015. – 120 s.
[1] Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. Москва., Просвещение., 2010. С. 136.
[2]Горбунова Т. С. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования в малокомплектной школе [Текст]: методические рекомендации. Омск.: БОУДПО «ИРООО», 2015. С. 44.