CТРУКТУРА ЭЦ-МПК

11 июля 8:23

Система электрической централизации на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров (ЭЦ-МПК) разработана учеными и специалистами Центра компьютерных железнодорожных технологий Петербургского государственного университета путей сообщений и на сегодня ЭЦ-МПК занимает лидирующую позицию среди новых компьютерных систем, внедряемых на сети железных дорог.

Основным назначением системы является железнодорожная автоматика и телемеханика — обеспечение безопасности движения поездов, поскольку сбой или отказ таких систем на станции или перегоне может привести к катастрофическим последствиям, в том числе к многочисленным человеческим жертвам. Современная практика показала, что релейные, механические, релейно-процессорные системы имеют ряд недостатков. Внедрение микропроцессорных систем позволяет повысить качественный уровень управления движением поездов.

ЭЦ-МПК является современной и набирающей обороты системой, которая легко адаптируется к условиям конкретного полигона управления при новом проектировании, а также во время эксплуатации, относится к классу релейно-процессорных централизаций. Построена ЭЦ-МПК на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров. Электрическая централизация ЭЦ-МПК управляет и контролирует устройства железнодорожной автоматики на станциях с помощью средств компьютерной техники.

Данная система занимает лидирующую позицию среди компьютерных систем, внедряемых на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте, а также в метрополитенах, позволяет осуществить централизацию удаленных парков, районов и станций в крупных узлах. ЭЦ-МПК обеспечивает программно-аппаратный стык с любыми системами диспетчерской централизации, диагностику и удаленный мониторинг. Отличительными особенностями является наличие встроенных подсистем диагностирования напольной аппаратуры СЦБ, питающих устройств и подсистемы автоматического речевого оповещения работающих на путях.

Основные преимущества:

— высокий уровень надежности и безопасности ЭЦ-МПК достигается за счет дублирования многих узлов и использования релейной связи с напольными объектами;

— интеллектуальный интерфейс автоматизированных рабочих мест снижает вероятность неправильных или несвоевременных действий оперативного персонала за счет речевых подсказок и логического контроля над действиями человека;

— использование для ввода и отображения информации стандартных средств вычислительной техники не требует изготовления специализированных средств контроля и органов управления (табло и манипуляторов);

— применение вычислительной техники позволяет упростить построение логических схем обеспечения безопасности, изменив традиционные подходы в схемотехнике исполнительной (релейной) части. Это приводит к сокращению числа реле, приходящихся на одну централизованную стрелку, до 32 – 36 (в 2 – 2,5 раза по сравнению с традиционными релейными централизациями) и уменьшению в 3 – 4 раза площади служебно-технических зданий постов, используемых для размещения оборудования;

— «прозрачность» реализации алгоритма работы облегчает процесс обслуживания и понимания системы персоналом;

— значительно меньший объем строительно-монтажных работ позволяет сократить сроки ввода централизации в эксплуатацию при новом строительстве и в случаях изменения путевого развития (удлинение существующих путей или укладка новых, врезка дополнительных стрелок).

Система является экономически наиболее выгодной по сравнению с другими системами компьютерного управления движением поездов и обладает расширенными функциональными возможностями, этой системой оборудовано около 2542 стрелок 109 станциях на магистральном и промышленном транспорте, в Российской Федерации и Республике Казахстан, на станциях Петербургского, Нижегородского, Самарского, Екатеринбургского и Минского метрополитенов.

Информационный обмен между компонентами системы базируется на стандартных протоколах вычислительных систем и локальных сетей. Использование современных стандартных средств вычислительной техники для ввода и отображения информации не требует изготовления специализированных средств контроля и органов управления (табло и манипуляторов).

Реализация ряда функций в ЭЦ-МПК средствами вычислительной техники позволяет по сравнению с ЭЦ релейного типа сократить в 2 — 2,5 раза число реле, приходящихся на одну стрелку и уменьшить площади служебно-технических помещений здания поста, используемые под оборудование.

Управление объектами ЭЦ станции (стрелками, светофорами и т.д.) сохраняется с использованием реле, основываясь на классических схемных решениях, апробированных десятилетиями.

Устройства ЭЦ-МПК также обеспечивают реализацию ряда ответственных команд, исполняемых без проверки условий безопасности и формируемых дежурным по станции с соблюдением определенного регламента при отказах напольных устройств.

Проектирование ЭЦ-МПК выполняется по техническим решениям ТР-02-200-МПК, на основе которых выпущены типовые материалы для проектирования 410211-ТМП. Проектирование ведут 14 проектных институтов, среди которых ведущие в отрасли: Гипротранссигналсвязь, Ленгипротранс, Омскжелдорпроект, Уралгипротранс, Востсибтранспроект, Дальжелдорпроект и др. Подводя итоги можно сказать что данная система жизненно необходима в наше время на железной дроге.