ВЛИЯНИЕ ФАКТОРИНГА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ

28 сентября 7:33

Исходя из сведений, полученных Ассоциацией факторинговых компаний, доминирующая часть рыночного оборота приходится на обслуживание дебиторской задолженности предприятия, чья ключевая деятельность — продажа оптовой продукции. К данной категории предприятий в первую очередь относятся сельскохозяйственные организации, которые слабо взаимодействуют с факторинговыми агентами. Основным страхом представителей сельского хозяйства является то, что факторинг может способствовать застою деятельности из-за недоверия клиентов, что обернется потерями и даже угрозами со стороны факторингого агентства относительно несвоевременного погашения платежей. Однако никаких рисков при финансировании Фактором нет, в отличие от традиционных займов в банках. Причина данного явления объясняется отсутствием информационной базы об оказании факторинговых услуг предпринимателям данной отрасли. Также следует отметить, что агенты факторинговых компаний сами не стремятся взаимодействовать с агропромышленным комплексом, так как слабо знакомы со спецификой высокорискованного агробизнеса. В данной статье выделим особенности данной отрасли и отметим преимущества «симбиоза» факторинговых компаниями и фермерских хозяйств.

Прибыльность сельскохозяйственных предприятий, занимающихся производством и продажей растениеводческой и животноводческой продукции, напрямую зависит от сезонных факторов. Данные факторы определяют достаточность оборотных средств у агрофирм для успешного развития. Но следует отметить, что даже при наличии резерва финансовых средств, ситуацию усугубляет серьезная конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции.

Российские агропредприятия используют всевозможные способы, чтоб занять лидирующие позиции в «агропромышленной гонке». Так, в сфере производства скоропортящейся продукции конкуренция возрастает в сезон массового поступления товаров на рынок, когда с каждым новым днем стоимость продукта товара вместе со снижением его потребительской ценности, что побуждает отечественных производителей принимать меры для развития и поддержания своего бизнеса.

Также нельзя обойти стороной влияние крупных иностранных копаний на развитие отечественного рынка сельскохозяйственной продукции. Величина импортных товаров на сегодняшний день превышает порог в 22 %. С каждым годом данный показатель такого сырья на российском рынке значительно растёт, что говорит о том, что иностранная продукция пользуется большим спросом у потребителя, нежели отечественная. Такая ситуация оказывает дополнительное давление на отечественные предприятия, которым и так сложно отстроиться друг от друга.

Помимо вышесказанного на объёмы производства также оказывает немалое влияние государственная политика относительно поддержки малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства. В период с 2010 по 2019 года была более чем в 2.2 раза снижена сумма предоставляемых субсидий на развитие агропромышленного комплекса. При этом фермерские хозяйства отмечают, что износ основных производственных фондов превышает 75 %.

Дефицит финансовых ресурсов и высокая кредитная нагрузка вынуждают субъектов агропромышленного бизнеса снижать объемы выпускаемой продукции и уступать конкурентам значительную часть ниши рынка, либо брать так много кредитов для удержания минимального уровня конкурентоспособности.

На сегодняшний день показатель долговой нагрузки сельхозпроизводителей находятся на критически высоком уровне. Ежегодно выдаются краткосрочные и долгосрочные кредиты, суммы которых не могут покрыть в срок даже крупные агропромышленные холдинги (общая сумма кредитов на 2019 год составляет около 900 млрд рублей, минимальная сумма кредита для фермерских хозяйств — 5 млн рублей, максимальная — 900 млн рублей). Закредитованность и невозможность погасить крупный долг в течение хотя бы 1 квартала неминуемо ведет к банкротству сельхозпроизводителя.

Чтобы удержать место на рынке в не слишком благоприятной рыночной ситуации, предприятия агропромышленного комплекса сливаются в крупные корпорации, отправляют запросы на участие в программах государственной поддержки сельского хозяйства и используют иные инструменты для повышения успешности деятельности, в том числе факторинг.

Рассмотрим конкретный пример того, как сельскохозяйственное предприятие выживает в сложный для данного направления бизнеса условиях. Поставщиками данного предприятия являются производители зерновых культур. Потребители — оптовые предприятия и сетевые ритейлеры. Сельскохозяйственное предприятие успешно использует приём отсрочки платежей клиентам, обеспечивая ее за счет собственных средств. Однако со временем количество сторонних предприятий, запрашивающих продление расчетного периода, быстро растёт. Агропромышленное предприятие уже не может предложить им выгодные условия с отсрочкой, так как в противном случае придется изъять собственные средства из производственного оборота, что может негативно сказаться на деятельности самого предприятия.

Владелец сторонней компании приходит к единственному возможному решению в данной ситуации — обращается в факторинговое агентство. Это позволяет сохранить выгодные условия для покупателей, которым требуется отсрочка. При этом стоимость обслуживания у фактора компания включает в цену продукции, что позволяет покрыть расходы на обеспечение взаимовыгодного сотрудничества посредством факторингового агентства.

Финансовая поддержка факторингового агента дает представителям агропромышленного комплекса массу преимуществ:

  1. Позволяет сохранить постоянных клиентов.
  2. Дает возможность соответствовать современным требованиям рынка.
  3. Позволяет найти новых покупателей и сразу же предложить им самые выгодные условия сотрудничества.

В конечном итоге сельскохозяйственная компания не только сохраняет свое место на рынке, но и увеличивает показатель финансовой эффективности.

Исходя из вышепредставленных критериев следует, что факторинг — это выгодный инструмент, дающий представителям агропромышленного комплекса множество возможностей для устойчивого развития их бизнеса.

Данный способ кредитования способствует быстрому распространению новых технологий и продуктов между хозяйствующими субъектами, действующими в разных регионах страны. Следовательно, укрепляются межрегиональные связи и снижается региональная дифференциация в инновационном и социально-экономическом аспектах.

Аграрии могут пользоваться услугами факторинговых компаний не только в целях финансирования дебиторской задолженности. Агентства предлагают крупный перечень услуг, с помощью которого сельскохозяйственное предприятие может создать более комфортные взаимоотношения с потребителями. Закупочный факторинг позволяет рассчитываться за товары уже в день их поставки на 100 % от запрашиваемой стоимости отгрузки.

Крупные агрохолдинги успешно используют факторинг уже многие годы. Однако всё же нельзя сказать с уверенностью, что отечественные сельскохозяйственные в ближайшем времени перейдут на финансирование не банками, а факторинговыми агентствами. И дело не в субъектах агробизнеса. Сами агентства пока не готовы полностью и быстро взять на себя риски клиентов из сферы сельского хозяйства и финансировать их коммерческие кредиты. Виной тому — нестабильные условия работы: динамика климата, объемы урожая очень сложно спрогнозировать.

Однако с развитием производственных технологий, продаж и управления рисками в агропромышленном комплексе все же можно надеяться на то, что сельскохозяйственный факторинг из невостребованного финансового инструмента превратится в удобный и эффективный способ поддержки и развития бизнеса.

 

Литература

 

  1. Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г., Малов Г.И. Экономическое обоснование технического переоснащения сельскохозяйственного производства. Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 6. С. 11-16.
  2. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков // Бизнес и банки. 2012. № 15.
  3. Гурнович Т.Г., Костюкова Е.И., Индюков А.И. Финансовое обеспечение технико-технологических преобразований сельскохозяйственного производства. Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 4. С. 23-31.
  4. Кузнецова, Е.И. «Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства»: Монография: Учебник / Е.И. Кузнецова. — М.: Юнити, 2011.
  5. Ивасенко А.Г. Факторинг: сущность, проблемы, пути развития в России : учеб, пособие. Новосибирск : НГАЭиУ, 2016.
  6. Лабзенко А., Филипчук О. Роль факторинга в развитии бизнеса // Управление сбытом. 2014. № 6. С. 66—85.
  7. Трейвиш М. Российский факторинг: теория и практика // Бюллетень финансовой информации. 2011. С. 86—88.

 

Literature

 

  1. Agarkova L.V., Gurnovich T.G., Malov G.I. Economic justification of technical re-equipment of agricultural production. Agricultural economy of Russia. 2015. № 6. C. 11-16.
  2. Adamova K.R. Factoring operations of commercial banks//Business and banks. 2012. № 15.
  3. Gurnovich T.G., Kostyukova E.I., Indyukov A.I. Financial support of technical and technological transformations of agricultural production. Agricultural economy of Russia. 2015. № 4. C. 23-31.
  4. Kuznetsova, E.I. «Economic security and competitiveness. Formation of the economic strategy of the state «: Monograph: Textbook/E.I. Kuznetsova. — M.: Unity, 2011.
  5. Ivasenko A.G. Factoring: essence, problems, development paths in Russia: teaching, manual. Novosibirsk: NGAEiU, 2016.
  6. Labzenko A., Filipchuk O. Role of factoring in business development//Sales management. 2014. № 6. S. 66 — 85.
  7. Trayvish M. Russian factoring: theory and practice//Financial Information Bulletin. 2011. S. 86 — 88.