ОПТИМИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

9 июня 12:40

Охрана здоровья таких лиц, как осужденные к лишению свободы является задачей не только политики здравоохранения, но и служит показателем «цивилизованности общества», показателем на сколько государство решает задачу по охране и поддержанию здоровья всех категорий граждан.

Право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, четко закреплено в Конституции РФ и детально раскрывается в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, в котором указывается, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. [3]

Право получения медицинской помощи доступно и гражданам, которые находятся в местах лишения свободы, следовательно, эти положения действуют независимо от факта совершения или не совершения лицом преступления.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные, медицинскую помощь получают лечебно-профилактическими учреждениями (далее — ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Каждое пенитенциарное учреждение, имеющее в своей структуре подразделение медицинской части, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении заключенных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) на основании выданной лицензии на медицинскую деятельность. Деятельность государства по контролю и надзору в отношении института медицинского обслуживания в пенитенциарных учреждениях, основывается на нормативно-правовых актах о ведомственном, общественном, судебном контроле и является частью уголовно-исполнительной политики РФ, обеспечивающей точность в процессе реализации права на охрану здоровья. [2]

Следует отметить, что нормативно-правовая основа охраны здоровья в пенитенциарной системе строится из Конституции РФ, Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также правил оказания медицинской помощи, как в лечебных учреждениях УИС, так и в муниципальных лечебных учреждениях.

Исходя из этого можно сделать вывод о ведомственном характере данного процесса.

В связи с этим длительное время является острым вопрос о передаче медицинских учреждений УИС в ведение Министерства Здравоохранения России, о чем также давно настаивает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Как известно, это настояние реализации еще не передано.

Исходя из этого можно вывести определенный список ряд недостатков и проблем в нормативном регулировании оказания медицинской помощи в рамках пенитенциарной системы:

Первое — это отсутствие у заключенных реализации права медицинского обслуживания в рамках системы ДМС.  От тяжести преступления, срока наказания, учреждения, в котором находится заключенный, это не зависит. Очевидно, что такая ситуация нарушает принцип гуманизма, и в определенной мере нагружает государственные учреждения здравоохранения.

Второй недостаток отражается в том, что способность института ответственности за нарушение законодательства об охране здоровья, в обеспечении права заключенных слабо выражена. Достаточно «размыты» нормы о необходимости вызова медицинского работника или оказания медицинской помощи в муниципальных и государственных лечебных заведениях.

Третье, недостаточно регламентирован вопрос об ответственности самих заключенных и администрации исправительных учреждений в сфере обеспечения охраны здоровья, оказания медицинской помощи.

Главным элементом пенитенциарной политики в сфере охраны здоровья является вопрос ее реализации.

Так, в пример можно привести исследование Е. А. Васильева, который отмечает, что «анализ поступивших обращений показывает, что далеко не все вышеуказанные требования нормативно-правовых актов, направленные на охрану здоровья осужденных, реализуются на практике». Следовательно, несвоевременность и малодоступность медицинской помощи гражданам, находящимся в местах лишения свободы, являются немалыми проблемами.

Главной составляющей, вышеуказанного исследования является, то что также были выявлены определенные проблемы медицинского обслуживания в пенитенциарных учреждениях: 1) должное обследование и лечение как правило начинается исключительно после поступления жалоб от осужденных руководству УФСИН; 2) несвоевременное проведение обследований, заключенных;  3) несоответствие стандартам лечения, назначения лекарственных средств; 4) возложение обязанности приобретения лекарственных средств, необходимых заключенному, на родственников, этих осужденных; 5) закономерное неотражение жалок заключенных, касающихся состояния их здоровья, в их медицинских документах.[1]

Исходя из этого, можно подвести итого о том, что закрепленное конституцией право на охрану здоровья осужденных имеет затруднительную реализацию в пенитенциарных учреждениях по определенному ряду причин.

Многочисленные попытки приведения пенитенциарного законодательства об охране здоровья осужденных в соответствие с национальными нормами охраны здоровья, международными стандартами и правилами, законодательство все-же имеет пробелы в этой области. Также является предметом внимания европейских специалистов по вопросу соблюдения прав и свобод граждан, находящихся в местах лишения свободы.

Основываясь на вышесказанном, можно предложить некоторые пути возможного устранения указанных недостатков.

Во-первых, для должной реализации принципа гуманизма, совершенствования судебной практики по вопросам освобождения осужденного в связи с болезнью, единого принципа использования Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания», имеет смысл изменить содержание ст. 81 УК РФ и ст. 175 УИК РФ, соответственно:

– содержание ч. 2 ст. 81 УК РФ изложить в следующей редакции: «Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, освобождается судом от отбывания наказания»;

– в случае удовлетворения ходатайств (представлений) по освобождению от наказаний в связи с болезнью по основаниям ст. 81 УК РФ судам следует применять положения п. 3 ст. 311 УПК РФ, то есть освобождать осужденного непосредственно в зале суда.

Во-вторых, закрепить вхождение медико-санитарных частей ФСИН России в государственную систему здравоохранения как обособленного субъекта (учреждения), осуществляющего деятельность в сфере охраны здоровья в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Следовательно, включить медико-санитарные части ФСИН России в территориальные программы обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, так-как такой вид страхования — это элемент социальной защиты и распространим на всех граждан, в том числе подозреваемых, обвиняемых и осужденных. [4]

В-третьих, необходимо повышение уровня и качества медицинского обслуживания, в связи с чем необходимо должное оснащение и обеспечение пенитенциарных учреждений необходимыми препаратами.  

Четвертое, необходимо повышение контроля как за оказанием самой медицинской помощи, так и за соответствием порядка оказания медицинской помощи действующему законодательству.

Таким образом, медицинское обслуживание в пенитенциарных учреждениях должно содержать в себе комплекс мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья. Разрешение проблемных вопросов возможно при активном взаимодействии службы по надзору в сфере здравоохранения, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, органов внутренних дел и службы исполнения наказаний.

Литература:

  1. Васильев Е. А. Вопросы оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы // Журнал МедиАль. 2018. №1. С. 8-10.
  2. Гюлджян, А. Г. Медицинское обслуживание осужденных и лиц, содержащихся под стражей / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292).
  3. Шумакова О. А., Авдеенко А. С., Соболева Е. В. Социально-психологические аспекты оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в исправительном учреждении // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017. №2. С. 56-61.
  4. Лаврухина Э. А. Современные тенденции пенитенциарной политики России в сфере оказания медицинской помощи осужденным // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №10. С. 187-193.