ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 6:11

Иностранными инвестициями называются определенные ценности материального и нематериального характера, которые принадлежат физическому или юридическому лицу одного государства и при этом находятся на территории совершенно другого государства с целью получения прибыли [2].

Иностранные инвестиции представляют собой особо важный процесс, который необходим для функционирования производственной деятельности любой страны. Очевидным является тот факт, что процесс сложен, в связи с чем, могут возникать разные проблемы, которые сложно решаются даже опытными специалистами. Несмотря на все трудности, они, в конечном счете, являются стимулом к нахождению новых способов, благодаря которым можно достичь новых и лучших результатов в отношении проведения инвестиционной деятельности.

В правовой структуре контроля инвестиционных отношений обычно разрешается выделить два уровня: внутригосударственный (основой которого является законодательство, имеющее национальный характер принимающего государства) и международно-правовой (заключение соглашений международной направленности). Что касается международно-правового регулирования иностранных инвестиций, то он осуществляется на региональном, универсальном и двустороннем уровне.

Режим правового регулирования иностранных инвестиций в РФ, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, определенных имущественных прав, конечно, инвестиционной деятельности юридических граждан и лиц России [6]. Деятельность иностранных инвесторов может ограничиваться только определенными федеральными законами и только с целью защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав, а также законных интересов иных лиц, безопасности и обороны России. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен специальный режим преференциального характера.

Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с данным российское законодательство вызвано снабдить постоянство условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.  Гарантии прав иностранных инвесторов сообщают о том, что российские законодатели делают разнообразное уравнивание в правах с российскими инвесторами для иностранных инвесторов, только бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику.

На наш взгляд,  для решения данной проблемы нужно устремить внимание на улучшение налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства. Также значительное воздействие в данном  вопросе имеет политическая и экономическая нестабильность. Резкое, и порой неоправданное, на наш взгляд, видоизменение законодательства повергает к тому, что иностранные инвесторы боятся за свой капитал, вложенные в развитие российской индустрии, так как в одночасье они могут потерять все гарантии [5]. Нельзя, безусловно, отвергать тот факт, что их средства смогут защитить международные соглашения, но и целиком полагаться на них напрасно.

Также можно отчетливо размежевать критерии, границ и размеров государственных гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, поделить обязательства и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами государственной власти различных уровней, а также органами местного самоуправления. Такие меры повергнут к тому, что субъекты федерации и органы местного самоуправления будут стараться к выполнению взятых на себя обязательств.

Пока политика и экономика России находятся в неустойчивом состоянии, отечественное производство будет чувствовать дефицит иностранных инвестиций.

Несмотря на присутствие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и разнообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций. Можно выделить такие приоритетные направления видоизменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:

1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых заграничным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая являет собой полноценную гарантию от введения в силу федеральных законов и других нормативно-правовых актов, меняющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, укладываемых на них, на протяжении всего периода исполнения инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» стабильность инвестора поддерживается не больше семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом [1].

2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Нужно также назначить отличие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при исполнении данных гарантий.

3) Развитие в российском законодательстве более результативной системы применения международных норм, способных решать инвестиционные споры.

4) Обеспечение возможности решать споры, появляющиеся в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.

5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае нанесения им вреда.

6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, организованные для разрешения споров, появляющихся при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к образованию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, исполняющей защиту их интересов.

7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит анализ жалоб иностранных инвесторов.

8) Закрепление всех нужных условий исполнения поступлений иностранных инвестиций, а также главных взиманий и льгот.

Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности [3].

Решение проблем в инвестиционной деятельности невозможно без:

— создания благоприятных условий развития инвестиционных отношений,

— формирования исполнительными и законодательными органами власти регулирующего данный процесс законодательства, с учетом положительного и отрицательного опыта. Основные проблемы связанны именно с недостаточным развитием законодательства в данной области.

Для решения такой проблемы предлагаются следующие варианты:

— обеспечить законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами,

— провести глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам,

— разработать правовые институты по вопросам предоставления выгоды от инвестиционного проекта,

— обеспечить возможность разрешения споров, которые могут возникать в международных арбитражных судах,

— развивать более эффективную законодательную систему.

Так, можно утверждать, что необходим глубокий и системный анализ инвестиционного процесса для устранения имеющихся проблем.

 

Библиографический список 

  1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 12.07 1999 г., № 28, ст. 3493
  2. Актуальные проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в современной России / Вестник Екатерининского института № 1 (25), 2017, С. 68-72
  3. Бутузова А. С., Афанасьева Е. В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый. – 2018. – №8. – С. 711-713
  4. Дружинин, Д. В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации / Д. В. Дружинин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 71-73.
  5. Ермакова Е.П., Русакова Е.П., Мендоса-Молина С.В. Актуальные проблемы гражданского процесса: 2017 год. Учебное пособие. М. Изд. РУДН, 2017
  6. Ермакова Е.П. Гражданский процессуальный кодекс РФ// Государственная Дума России: Энциклопедия: в 2 томах / ред. совет: С. Е. Нарышкин (пред.) и др. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Челябинск: Авто Граф, 2013. Т.2. в 2 Кн.: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 1993-2013. Кн. 1  (А-М)/ отв. ред. А. Н. Аринин. С.270-276

  

Reference

  1. Federal Law of July 9, 1999 No. 160-FZ «On Foreign Investments in the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation. July 12, 1999, No. 28, Art. 3493
  2. Actual problems of legal regulation of investment activity in modern Russia / Bulletin of the Catherine Institute No. 1 (25), 2017, pp. 68-72
  3. Butuzova A.S., Afanasyeva E.V. Legal regulation of foreign investments in Russia // Young scientist. — 2018. — No. 8. — S. 711-713
  4. Druzhinin, D.V. Features of the legal regulation of foreign investments in the Russian Federation / D. V. Druzhinin. — Text: direct // Young scientist. — 2019. — No. 43 (281). — S. 71-73.
  5. Ermakova E.P., Rusakova E.P., Mendoza-Molina S.V. Actual problems of civil procedure: 2017. M. Ed. RUDN, 2017
  6. Ermakova E.P. Civil Procedure Code of the Russian Federation // State Duma of Russia: Encyclopedia: in 2 volumes / ed. advice: S. E. Naryshkin (previous) and others — Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN); Chelyabinsk: Auto Graf, 2013. V.2. in 2 Books: State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation 1993-2013. 1 (A-M) / hole ed. A.N. Arinin. P.270-276