ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

20 мая 7:24

Смысл наличия власти в государстве – гарантия безопасности его граждан. Поэтому одна из важнейших задач федерального центра в обозримом будущем продемонстрировать населению регионов России свою необходимость. В свою очередь региональные власти в федеративном государстве также имеют свой специфический круг вопросов, касающихся удовлетворения потребностей граждан, прежде всего тех, которые связаны с особенностями того или иного региона и его частными проблемами»[3, с.57].

Современная система государственного управления, безусловно, ориентируется на мировые современные информационные технологии. Именно поэтому на территории Российской Федерации происходит поэтапное расширение предоставление целого спектра услуг различного характера посредством специализированных пунктов, расположенных во всех субъектах нашего государства. Данные специализированные пункты в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» носят название многофункциональных центров (далее: МФЦ)

Начиная 2010 года МФЦ стали повсеместно открываться во всех городах и крупных поселениях Российской Федерации. Необходимо отметить, что Республика Башкортостан практически одной из последних приступила к выполнению данного закона. В соответствии с вышеназванным ФЗ была разработана Республиканская целевая программы «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. №1021-р [4].

На основании данных нормативно-правовых документов в 2011 году была создана сеть Республиканского государственного автономного учреждения Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – РГАУ МФЦ).

Основные цели функционирования РГАУ МФЦ представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные цели РГАУ МФЦ

Начиная с 2012 года в Республике Башкортостан начинает активно развиваться семь МФЦ. Первоначально для предоставления муниципальных и федеральных услуг было открыто 30 окон. С каждым годом количество окон и предоставляемых услуг возрастало со значительным приростом (табл.1). Лишь в 2015 году открытие новых многофункциональных центров было временно приостановлено в связи с финансовыми трудностями. После глобальной кадровой реформы в Минэкономразвития развитие сети центров продолжилось.

Кроме того, можно говорить о поэтапном развитии офисов и территориально обособленных структурных подразделений (далее – ТОСП), как следствие – увеличивается количество рабочих окон, а время обслуживания уменьшается. Необходимо отметить, что РГАУ МФЦ предоставляет и услуги для бизнеса, для чего на базе 13 офисов открыто 20 целенаправленных окон обслуживания [1].

Таблица 1 – Динамика деятельности РГАУ МФЦ Республики Башкортостан (2017-2020 гг.) [3]

Год

Кол-во офисов и ТОСП

Кол-во окон

Время ожидания

(мин)

Удовлетворенность (%)

Охват (%)

1 пол. 2020

77 офисов

458 ТОСП

1350

4,33

99,24

99,01

2019

75 офисов

459 ТОСП

1318

<6,00

98,6

98,8

2018

75 офисов

468 ТОСП

1283

15,00

97,15

98,85

2017

74 офисов

475ТОСП

1273

29,44

97,0

96,68

 

Наибольшее количество офисов МФЦ расположено в Уфе – 14 офисов и 2 ТОСП.

Проанализировав сводные данные по деятельности РГАУ МФЦ по Республике Башкортостан можно утверждать не только о количественном росте всех показателей, но и качественных характеристик, которые явно отображаются в динамике процента удовлетворенности работой центра клиентов.

В настоящее время РГАУ МФЦ «Мои документы» можно смело назвать как комплексный и целевой орган по предоставлению населению Республики целого спектра услуг различного характера. При этом отметим, что муниципальные услуги по численности обращений лидируют и с каждым годом обращений за данного рода услугами увеличивается (табл. 2).

 

Таблица 2 – Динамика оказываемых услуг РГАУ МФЦ Республики Башкортостан (2017-2020 гг.) [3]

Год

Услуги

Общее кол-во (млн.)

федеральные

республиканские

муниципальные

прочие

1 пол. 2020

 

 

 

 

2,8

2019

77

147

1865

47

5,9

2018

73

150

1736

52

5,7

2017

73

94

989

18

4,8

 

Несмотря на то, что перечень оказываемых муниципальных услуг достаточно широк (на 2020 насчитывается 1865 муниципальных услуг), можно выделить ряд муниципальных услуг, являющихся наиболее востребованными (рис. 1).

Рисунок 1– Наиболее востребованные услуги РГАУ МФЦ Республики Башкортостан

 

С 14 февраля 2020 года в офисах РГАУ МФЦ, расположенных в г. Уфа, организована возможность подачи документов на получение ряда новых муниципальных услуг:

  1. предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
  2. предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  3. признание садового дома жилым домом и жилого дома – садовым домом;
  4. предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников;
  5. предоставление информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования.

С 25 июня 2020 года в соответствии с общероссийским графиком в республике внедрена Федеральная государственная информационная система Единого государственного реестра недвижимости.

В период пандемии (2020 год), с учетом всех ограничительных мер, на базе подразделений МФЦ жителям республики за 1 полугодие 2020 года было оказано 2 832 619 услуг. РГАУ МФЦ Республики Башкортостан имеет специализированный сайт. На сайте представлены основные разделы, посредством которых гражданин может ознакомится с необходимой формой заявления или списком необходимых документов для конкретной услуги. Также, с помощью сайта можно записаться на личный прием. Именно через сайт и порталы ЕПГУ, РПГУ в период пандемии большинство заявлений на предоставление различных услуг подавались самостоятельно, посредством дистанционной подачи заявлений, либо через предварительную запись. Организован контакт-центр, сотрудники которого по телефону осуществляют консультирование заявителей [2].

В рамках принципа «Бережливое производство» установлены POS-терминалы. Организовано окно для «оптовых» заявителей. В зоне информирования установлен платежный терминал, считывающий информацию по штрих-коду с квитанции на оплату государственной пошлины. Проведена перенастройка электронной очереди в операционных залах Уфы в целях снижения времени ожидания и недопущения искусственного перераспределения потока заявителей и диспропорции нагрузки. Разделены «быстрые» и «долгие» услуги [1].

Соглашением о взаимодействии между РГАУ МФЦ и Администрацией города Уфы предусмотрена возможность направления документов, принятых РГАУ МФЦ у заявителей в рамках предоставления муниципальных услуг в электронном виде по защищенным каналам связи, что способствует уменьшению расходов на доставку документов в бумажном виде, а также уменьшению сроков предоставления услуг, так как Администрация приступает к оказанию услуги с момента получения сканов документов в электронном виде [2].

Как показывает публичная отчетная документация, представленная на сайте Правительства Республики, РГАУ МФЦ достаточно эффективно осуществляет свою деятельность, что, безусловно, в значительной степени разгружает иные межведомственные инстанции. Таким образом, МФЦ – своеобразный посредник между населением и учреждением (органом), который предоставляет ту или иную муниципальную услугу.

Необходимо отметить, что согласно ежегодному форуму МФЦ, РГАУ МФЦ Республики Башкортостан признан одним из регионов-лидеров, стабильно показывающих за период 2016-2019 гг. высокое качество организации деятельности по созданию и развитию сети МФЦ.

Таким образом, если анализировать настоящую ситуацию в плане предоставления муниципальных услуг, то можно смело утверждать, что на территории Республики Башкортостан система центров полностью сформирована и действует целенаправленно и достаточно эффективно.

Дальнейшее развитие системы многофункциональных центров Республики Башкортостан планируется осуществляться в рамках реализации федеральной инициативы «Концепция «МФЦ 2.0″», направленной на внедрение новых принципов предоставления услуг.

 

Список литературы:

  1. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43). С. 57-60.
  2. Официальный сайт Министерства экономики и инвестиционной политики Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru. – Загл. с экрана.
  3. Официальный сайт МФЦ Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mfcrb.ru/. – Загл. с экрана.
  4. Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pravitelstvorb.ru. – Загл. с экрана.
  5. Прокофьева А.И. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в регионах России [Электронный ресурс] / А.И. Прокофьева // Вестник Поволжского института управления. – 2018. – № 2. – С. 140-149. – Режим доступа: https://elib.pstu.ru/vufind/EdsRecord/edselr,edselr.35017541