РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ В ДОГОВОРАХ КОНЦЕССИИ

20 мая 1:17

Введение

В современных экономических условиях государственные органы Российской Федерации в большинстве случаев не могут осуществить эффективный контроль за уже построенными и находящимися на этапе строительства объектами. Это связано с тем, что практически в каждой из областей имеется острая нехватка бюджетных денежных средств, а также достаточно низкий опыт реализации объектов строительства или их реконструкции. С точки зрения экономики данная функция должна выполняться тем экономическим субъектом, кто в силах с максимально высокой степенью эффективности ее реализовать. В большинстве ситуаций таким лицом выступает частный бизнес.

Одним из наиболее эффективных выходов из текущей ситуации является использование так называемого концессионного соглашения. Концессии в настоящее время являются в России наиболее законодательно урегулированным механизмом государственно-частного партнерства. Кроме того, законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется [1]. Одной из важнейших задач государства в данных вопросах является контроль всевозможных рисков, которые могут возникать в процессе реализации договора. В настоящее время данному вопросу уделяется достаточно большое внимание, в связи с вышесказанным можно с уверенностью сказать, что изучение вопросов, которые касаются распределения рисков в договорах концессии, является весьма актуальным.

 

Концессионное соглашение: понятие, стороны и срок

Под концессией принято понимать такую форму взаимодействия государства и частного предпринимательства, в ходе которой наблюдается привлечение частного бизнеса для того, чтобы существенно увеличить эффективность применения государственной собственности, или вовлечение частного бизнеса в сферу услуг, которые чаще всего должны быть оказаны самим государством, на выгодных для каждой из сторон условиях. В соответствие с договором концессии одно из сторон, которую принято называть концессионер, берет на себя обязанности за свой счет сформировать или же провести реконструкцию выбранного в договоре имущества, право собственности на которое принадлежит или, в дальнейшем, будет принадлежать второй стороне, которую принято называть концедентом. Концедент, в свою очередь, берет на себя обязанности по предоставлению всех прав на владение и использование указанного в договоре имущества концессионеру на срок, который будет прописан в договоре концессии, с целью реализации всех прописанных в договоре видов деятельности [2].

В соответствие с Федеральным законом № 115-ФЗ, срок договора концессии может быть:

— прописан в самом договоре концессии;

— выявлен в процессе проведения финансового моделирования сложившейся ситуации;

— не более чем 30 лет [2].

Весь процесс реализации концессионного соглашения должен обязательно проходить под бдительным контролем государства, которое имеет право и возможность оказать всевозможное влияние в зависимости от того, с каким типом объекта проводятся работы, насколько он сложен, а также от текущей экономической ситуации в государстве.

Самым главным этапом для концессионера является получение финансовой поддержки, которая может быть выдана ему государством. Процесс ее выдачи связан с рядом следующих факторов:

— наличие любого политического риска, от которого никоим образом невозможно застраховаться;

— Необходимость того, чтобы цена за оказание конкретных услуг была существенно ниже их себестоимости;

— в случае возникновения риска связанные с ним расходы относились, в своем большинстве, на частный бизнес, нежели чем на государство [3].

Последнее утверждение является одним из ключевых и подтверждает факт того, что вопросы распределения рисков при заключении договора концессии являются одними из самых важных.

 

Распределение рисков в договорах концессии

Как уже отмечалось выше, одной из самых главных особенностей любого договора концессии является процесс распределения рисков в государственно-частных взаимоотношениях. Концептуально все необходимые условия, которые касаются непосредственно распределения рисков, должны быть сформированы на начальной стадии (этап подготовки концессионного конкурса). После этого все моменты. касающиеся договора концессии, вносятся в общие условия договора и формируют его экономическую базу. Стоит подчеркнуть, что именно на распределении рисков в договоре концессии в настоящее время формируется сбалансированное взаимодействие многих промышленно развитых государств и частного бизнеса.

Процесс реализации договора концессии для концедента связан, в своем большинстве, с набором неких специфических рисков, к которым могут быть отнесены:

— риски, связанные с неконтролируемым увеличением тарифов;

— риски, связанные с утерей контроля над активами, выданными государством;

— риски, связанные с определением концессионера и эффективности его работы в процессе реализации договора концессии;

— риски, связанные с возникновением сверхприбыли у концессионера;

— риски, связанные с невыполнением условий, указанных в договоре концессии [4].

В целом каждый из рисков является многогранным и, в большинстве ситуаций, является неким общим элементом, включающим в себя набор всевозможных рисков. К примеру, группа рисков договора концессии, относящихся к финансовой составляющей, состоит из рисков, которые связаны с вероятностью потерь, возникающих по причине проведение денежной политики в условиях, относящихся к неопределенности. К данной группе относятся риски, которые обладают комплексным характером. Каждый из элементов комплексного риска подлежит изменениям в процессе реализации объекта и в полной мере отображается на каждом из его показателей. К примеру, риск, связанный с инфляцией, обусловлен, в первую очередь, ее непредсказуемостью, вследствие того, что темпы инфляции, которые оказываются ошибочно заложенными в ставку дисконтирования, могут оказать очень большое влияние на конечный результат и показатели эффективности [5].

Для того чтобы осуществить снижение всевозможных рисков, чаще всего концеденты в процессе принятия решения об осуществлении передачи в концессию государственного имущества частному бизнесу выставляют частному бизнесу ряд требований. К их числу можно отнести:

— обязательное наличие опыта организационной работы;

— кредитоспособность;

— «прозрачность» ведения экономической деятельности и наличие свободных отчетных документов;

— обязательная конкурентоспособность на рынке;

— наивысшая эффективность оказываемых услуг.

Данные условия выступают в качестве основных критериев, по которым осуществляется выбор участников на начальном этапе концессионного конкурса.

Наивысший риск для концессионера состоит в снижении объемов выручки, которая поступает от эксплуатации государственного здания. Наилучший вариант защиты от такого риска заключается в государственной гарантии на минимальную величину заработка от эксплуатируемого сооружения.

На рисунке 1 показан пример распределения рисков между участниками договора концессии.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/10/4534-1.PNG

Рисунок 1 – Пример «матрицы распределения рисков»

 

На практике же разделение рисков встречает много трудностей. Не всегда легко определить, до какой степени частная компания способна к управлению теми или иными рисками. Как показывает опыт, частный сектор лучше справляется с управлением коммерческими рисками и не должен нести затраты по внешним рискам (таким, над которыми он не имеет подлинного контроля) [3].

 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что концессия относится к числу одной из самых эффективных и перспективных форм работы в Российской Федерации. Эти отношения являются выгодными как для самого государства, так и для частного бизнеса. Одна из самых главных задач, которая стоит у каждого из участников договора концессии, заключается в максимально возможной точности и полноте классификации и распределения всевозможных рисков, которые они могут взять на себя. Первый вариант распределения рисков должен быть разработан в процессе подготовки концессионного конкурса при проведении первоначальных консультаций с возможными будущими инвесторами, а также органами власти, после чего производится уточнение условий договора и его дальнейшее заключение. Очень важно стараться проводить распределение рисков на начальной стадии проекта, что даст возможность сформировать благоприятный денежный климат, а также высокую заинтересованность частных инвесторов в развитии такого эффективного партнерства.

В заключение работы хотелось бы особенно подчеркнуть, что важнейшая особенность договора концессии в настоящее время заключается в многосторонней поддержке государства, которое должно осуществлять масштабный контроль за выполнением договора. Наличие прочных доверительных отношений участников договора концессии приводит к существенному снижению всевозможных рисков, а, следовательно, и всевозможных расходов по заключенному договору.

 

Библиографический список

1 Кондратьева, У.Д. Анализ и эффективное распределение рисков при заключении и реализации концессионных соглашений [Текст] / АУ.Д. Кондратьева // Управленческое консультирование. – 2014. — № 12. – С. 166-173.

2 Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (с изменениями на 27 декабря 2018 года) [Текст]. – М.: КонсультантПлюс, 2018. – 151 с.

3 Иголкина, Л.М., Мысник, В.Г. Риски концессионных соглашений [Текст] / Л.М. Иголкина, В.Г. Мысник // III Международная научно-практическая конференция «ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: влияние на национальную экономику и отдельный бизнес». Днепропетровск, 7-8 октября 2010 года. 2010. – Т. 2. – С. 50-52.

4 Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика [Текст]: уч. пос. / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. – М.: Издат. дом Гос. ун-та Высш.шк. Экономики, 2010. – 93 с.

5 Шахов, О.Ф., Миллерман, А.С. Риски концессионных проектов [Текст] / О. Ф. Шахов, А. С. Миллерман // Финансы. — 2011. — № 4. — С. 43-48.

 

Транслитерированный список литературы

  1. Kondrat`eva, U.D. Analiz i e`ffektivnoe raspredelenie riskov pri zaklyuchenii i realizacii koncessionny`x soglashenij [Tekst] / AU.D. Kondrat`eva // Upravlencheskoe konsul`tirovanie. – 2014. — № 12. – S. 166-173.
  2. Federal`ny`j zakon № 115-FZ «O koncessionny`x soglasheniyax» (s izmeneniyami na 27 dekabrya 2018 goda) [Tekst]. – M.: Konsul`tantPlyus, 2018. – 151 s.
  3. Igolkina, L.M., My`snik, V.G. Riski koncessionny`x soglashenij [Tekst] / L.M. Igolkina, V.G. My`snik // III Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «INVESTICIONNY`E PRIORITETY` E`POXI GLOBALIZACII: vliyanie na nacional`nuyu e`konomiku i otdel`ny`j biznes». Dnepropetrovsk, 7-8 oktyabrya 2010 goda. 2010. – T. 2. – S. 50-52.
  4. Varnavskij, V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya i praktika [Tekst]: uch. pos. / V.G. Varnavskij, A.V. Klimenko, V.A. Korolev. – M.: Izdat. dom Gos. un-ta Vy`ssh.shk. E`konomiki, 2010. – 93 s.
  5. Shaxov, O.F., Millerman, A.S. Riski koncessionny`x proektov [Tekst] / O. F. Shaxov, A. S. Millerman // Finansy`. — 2011. — № 4. — S. 43-48.