ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РФ 2019: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

8 января 1:51

Современное государство выполняет (или должно выполнять) большое количество внешних и внутренних функций, начиная от обеспечения надежной оборонной защитой от возможных угроз со стороны недружественных государств или опасных группировок, а заканчивая строительством транспортной инфраструктуры внутри страны.

Очень весомую часть в политике государства играет социальная функция. В рамках этого направления должны обеспечиваться благоприятные условия жизни для всех категорий граждан вне зависимости от пола, возраста, физического состояния и т.д. Социальная политика – это очень чувствительная зона в работе государства, ведь именно она, по большей части, влияет на лояльность граждан к политике государства в целом.

Пенсионная система – одна из ключевых сфер социального обеспечения граждан. Каждому гражданину Российской Федерации предоставляется право на получение пенсии, в соответствии с законом (от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») и в определенном размере. Главное учреждение по пенсионному обеспечению в РФ является Пенсионный фонд РФ. Это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также выполнение некоторых других функций. Ключевым отличием этого фонда является то, что средства фонда формируются не за счет государственного обеспечения, а с помощью страховых взносов работодателей, частных предпринимателей, других категорий работающих граждан.  

Начиная с 2008 года численность трудоспособного населения в России заметно сокращается. По данным Федеральной службы государственной статистики в результате старения населения число людей старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) в 2019 году составит 38 млн человек (25,9% населения); к 2035 году сократится на 5,4 млн человек. Этот процесс происходит в среднем быстрее, чем в других европейских странах. Таким образом, демографическая ситуация страны осложняет пенсионную политику страны, что работает и в обратном направлении – пенсионная политика существенно изменяет демографическую структуру.

С 1990 года система обеспечения граждан пенсиями начала реформироваться (до этого при СССР выплаты производились исключительно из государственного бюджета и общественных фондов). С 2002 года пенсия была поделена на базовую, страховую и накопительную. Спустя несколько лет первая была отменена, а последняя, с суммой средств почти в 1 трлн руб., – заморожена (с 2014 года) и до сегодняшнего дня на нее введен мораторий. 2019 год принес повышение пенсионного возраста до 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. В сентябре 2019 Минфин и ЦБ представили новый «гарантированный пенсионный продукт» на смену накопительной части пенсии. Он предусматривает добровольное участие гражданина в отчислении части своей зарплаты в эту систему. Что же ждёт нас дальше?

Основная проблема пенсионной системы России – её недостаточная обеспеченность средствами. Это главная причина и отмены накопительной части пенсии с переводом этих средств в страховую, и повышения пенсионного возраста для сокращения числа пенсионеров. Кроме того, большинство граждан России испытывают недоверие к пенсионной политике, что вовсе не удивительно. Сможет ли новая пенсионная реформа как-то повлиять на экономическую и демографическую ситуацию в стране? Возможно, но это не будет существенно заметно. Задержка на рынке труда работников старше 60-65 лет сможет оказать влияние на ВВП страны – это добавит 0,22 п.п. к росту ВВП с 2019 по 2025 года. Полностью же сгладить отрицательный эффект от старения и снижения доли трудоспособного населения пенсионная реформа не сможет. Основным аргументом повышения пенсионного возраста государство называет увеличение продолжительности жизни населения. Такое утверждение довольно противоречиво. Если углубиться в сравнение России с другими странами, то в нашей стране продолжительность жизни при рождении женщин на 3 и 7 лет (а для мужчин на 9 и 13! лет) меньше, чем в Китае и Евросоюзе соответственно. Помимо этого, проблему увеличения количества пенсионеров удалось решить, но временно: с 2023 года это число начнет расти, и, по некоторым исследованиям, даже более активно. Справедливо ли теперь выглядит пенсионный возраст?

Часть населения, которая выходит на пенсию, не оказывает положительного влияния на экономическую ситуацию в России. В развитых же странах, пожилые люди играют весомую роль в уровне инвестиций в экономике. Здесь доступно множество инструментов накопления и инвестирования. К примеру, граждане США, несмотря на наличие государственной пенсии (которая ненамного выше прожиточного минимума), большое внимание уделяют накопительной части, т.е. почти не зависят от государственного обеспечения. Именно граждане определяют норму накоплений и инвестиций. Российской пенсионной системе стоит обратить свое внимание на повышение значимости инвестиций работающих граждан, а для этого необходимо изменить и пенсионную грамотность населения. С пониманием функционирования системы и важности самостоятельного обеспечения своего будущего появится и лояльность к пенсионным реформам и политике государства в целом.

Пенсионная система России – важная часть в обеспечении жизни нуждающихся и пожилых граждан. Несмотря на многочисленные попытки изменить ситуацию, доверие граждан к государственной социальной политике пока минимально. Старение население является трендовым процессом, но простое повышение пенсионного возраста без других, не менее эффективных мер, будет иметь отрицательный эффект восприятия реформ населением. То есть, рассматривать эту проблему стоит с нескольких сторон и основываясь на успешном опыте зарубежных стран. В противном случае велика вероятность полного отказа граждан от предлагаемой политики.

Список использованных источников:

  1. Сергей Иванов «Пенсионная реформа – 2019: детерминанты, последствия, альтернативы», Демографическое обозрение. 2019. том 6, №3
  2. Научный семинар ВШЭ «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт»
  3. Сайт ПФ РФ http://www.pfrf.ru/
  4. Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru/