ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

13 марта 11:52

В качестве одной из основных целей любого государства можно выделить обучение и воспитание молодого поколения, формирование законопослушных граждан и патриотов своей страны.

На сегодняшний день российское общество претерпевает многочисленные изменения. Данные изменения затрагивают духовные, материальные, нравственные ценности в особенности у подрастающего поколения. Именно по этой причине в первую очередь государство направляет свои усилия для того, чтобы приобщить молодежь к истории нашей страны, к духовной ее культуре, сформировать у них патриотические чувства, а также преданность Родине. 

Кадетский элемент в образовании – система знаний, а также способов эмоционально-ценностного восприятия мира, осуществления разнообразной творческой деятельности. Данный элемент предоставляет обучающемуся первичный опыт служения Отечеству. С его помощью у обучающегося в кадетском государственном учреждении происходит формирование гражданско-патриотической компетентности. 

С.И. Баляев и М.С Ионова указывают, что личностный опыт обучающегося есть формирование гражданских, психологических, нравственных качеств, необходимых для того, чтобы стать защитником интересов страны, а также собственных интересов, входит в состав кадетского образования [1, с. 12]. 

В.А. Корзунин считает, что при инновационном режиме происходит самоопределение учеников, их родителей [2, с. 149], а также их педагогов, что непосредственно влияет на весь процесс обучения, а также на взаимоотношениях в коллективе.

Преимущества мотивационной деятельности, направленной на управление развитием совершенно нового уровня образования в кадетском училище:

  • более глубокое и полное отображение специфика и задачи учреждения;
  • определения содержания все предоставляемого образования в совокупности с ожиданиями общества [2, с. 149];
  • формирование основы для дальнейшей разработки учебных планов;
  • выбор обязательного содержания школьного (в том числе кадетского) элемента образования при наличии принципа преемственности;
  • защита обучающихся от необоснованного изменения образовательного процесса.

Необходимо отметить, что для того, чтобы добиться успеха при прохождении обучения в данном образовательном учреждении требуется именно желание самого ученика получить предоставляемые учреждением знания и личностные компетенции.

Причины формирования трудностей при прохождении обучения в кадетском училище:

  • отсутствие четко определенных мотивов, необходимых для формирования желания у обучающихся получать умения, знания и личностные качества;
  • разработка мотивов производится взрослыми людьми, которые зачастую не владеют достоверной информацией касаемо той или иной причины поведения обучающихся [1, с. 12];
  • наличие у учеников индивидуальных особенностей, в результате которых их мнения касаемо значимости чего-либо могут отличаться [4, с.6];
  • изменчивость мотивации, то есть для определенной ситуации требуется своя мотивация.

От вышеперечисленных факторов, в большой степени зависит процесс мотивации и успешность в обучения в кадетском корпусе.  Рассмотрим алгоритм на примере проектирования кадетского компонента по развитию мотивации [5, с.13].

Первый шаг – разработка и определение задач учебного предмета. Проводится анализ концепции кадетского образования, государственного образовательного стандарта образования, базисного учебного плана; определение ориентации предмета на тот или иной социальный заказ, важности преподаваемого в кадетском учреждение курса.

Второй шаг – определение компонентов и общей структуры курса. Он предполагает определение элементов, которые непосредственным образом отражаются на процессе формирования личностного содержания, получаемого учеником образования, определение у предмета его воспитательного потенциала для того, чтобы сформировать у обучающихся гражданско-патриотическую компетентность. 

Третий шаг – определение источников содержания предоставляемого образования, а также у формирования всей системы знаний. Подразумевается выявление основных понятий, разработка тематического планирования, общей структуры у учебного предмета. Необходимы показ роли отечественных учёных в развитии науки, определение вклада отечественных изобретателей в развитие техники, иллюстрации патриотизма выдающихся учёных и изобретателей, акцентирование внимания на гражданственности и активной жизненной позиции учёных, примеры упорства выдающихся ученых в преодолении трудностей.

Четвертый шаг– определение технологий. Необходимо определить формы организации занятий, выявить, какими способами данный курс будет формировать опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру. 

Можно согласится с мнением В.О. Лутошкиым и А. А. Арбузовым, что фильмы – одно их средств для повышения мотивации к обучению в кадетском корпусе [3, с. 106].  Многие фильмы включают примеры бучения кадетов и являются очень полезным методом обучения. Дополнительные причины для применения фильмов преподавателями на занятиях и приобщение учеников к просмотру фильмов о кадетах являются следующие:

  • фильмы сочетают в себе обучение и удовлетворение от просмотра, рассказывая историю, которая захватывает и удерживает внимание зрителя;
  • учащимся демонстрируется примеры кадетской жизни, героические поступки;
  • фильмы захватывают зрителей и мотивируют их сопереживать главным героям.

В целях формирования устойчивой мотивации и желания обучаться в кадетском корпусе можно использовать как художественные фильмы или новостные видео обзоры целиком, а также небольшие видеофрагменты, дополнительные материалы, отрывки из документальных фильмов и телевизионных передач о жизни кадетов.

Управление мотивацией во время обучения в кадетском корпусе является одной из главных проблем методики преподавания.  Таким образом, одна из основных задач в обучении – научиться практически, влиять на мотивацию учащихся и свести к минимуму факторы, ее понижающие.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баляев С.И., Ионова М.С. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов — выпускников национальных школ в условиях колледжа // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии / Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсеева. — 2017. — № 1. — С. 12-19.
  2. Корзунин В.А., Актуальные вопросы психофизиологического сопровождения адаптации обучающихся к условиям образовательной среды в вузах силовых ведомств / В.А. Корзунин, Д.Н. Церфус // Научно-аналитический журнал «Проблемы управления рисками в техносфере». — СПб.: СПб УГПС МЧС России, 2015. — № 3(35). С. 149-156.
  3. Лутошкин В.О., Арбузова А.А. Использование электронных наглядных средств обучения как способ повышения познавательной активности обучающихся//Актуальные вопросы естествознания: материалы II Межвузовск. науч.-практ. конф. Иваново, 12 апреля 2017 г./сост. Н.Е. Егорова. Иваново: ИПСА ГПС МЧС России, 2017 г. С. 106-108.
  4. Осёдло В.И., Ковальчук А.П. Субъектно-деятельностный подход в изучении мотивационных факторов личности военнослужащего // Психология и право. 2013. № 1 С. 1-12
  5. Программа военной подготовки [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www. kadetskoe obrazovanie shkad.ucoz.ru (Дата обращения: 10.01.2020)