ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

2 февраля 3:53

В настоящем обществе, в период модернизации и оптимизации образовательных процессов, требования к людям, осуществляющим педагогическую деятельность, ограничиваются не только высоким уровнем квалификации педагога, помогающей передать учащимся основы изучаемого предмета, но все большую роль в образовательном процессе занимает профессиональная этика педагога.

Педагогов оценивают не только с точки зрения наличия профессиональных навыков, уровня квалификации или владения различными методиками преподавания, предъявляемые к ним требования значительно выше. Современный педагог, в понимании общества, должен обладать рядом этических преимуществ: это и хорошее воспитание, и высокая нравственность, и отсутствие человеческих пороков, и  культурная оснащенность. При этом педагог должен быть целостной личностью, способной отделять процесс передачи знаний школьникам от собственных проблем и отношений в целом. На учебный процесс не должны влиять личные составляющие педагога, его симпатии и антипатии к учащимся, проблемы личностного характера. Педагог должен быть способен выстроить учебный процесс с максимальным уровнем заинтересованности учащихся, при этом, не нарушая этических принципов преподавательской деятельности.

Основными этическими принципами, сопровождающими преподавательскую деятельность, являются принципы справедливости, ответственности, гуманизма, ненасилия, толерантности, автономии, порядочности и компетенции. Соблюдение данных принципов полностью отображают этическое представление взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагога с учениками, педагога и родителей учеников, педагога с коллегами.

Можно выделить следующие этические проблемы, неизбежно возникающие в образовательном процессе перед учителем и тесно связанные между собой: умение преподавателя правильно поставить себя перед учениками для организации заинтересованности в учебном процессе и выстраивание отношений между учениками и преподавателем.

Современному педагогу необходимо выработать правильную стратегию проведения занятий таким образом, чтобы быть способным сохранять вовлеченность и мотивацию к обучению со стороны учеников, при этом обладая достаточным уровнем уважения с их стороны, для того чтобы занятия проходили наиболее продуктивно.

Правильная постановка личности педагога перед учениками является основой их последующего взаимодействия. При выстраивании учебного процесса преподаватель должен находить «золотую середину».

Помимо вовлеченности в учебный процесс, преподавателю необходимо завоевать определенную любовь и уважение со стороны учащихся, для поддержания их заинтересованности в изучении предмета, где и возникает этическая проблема для педагога. Признание со стороны учеников не должно становиться для него главной целью, так как подобное поведение существенно наносит вред объективности педагога по отношению к учащимся и влияет на качественный показатель полученных знаний, в процессе подобного поведения со стороны учителя. При подобной модели поведения, пытаясь завоевать расположение со стороны учеников, учитель может сильно отступать от образовательной программы, обсуждая с учениками темы, интересующие их, что будет способствовать низкому уровню знаний предмета. В попытках стать другом для учеников, учитель может потерять этические границы, становясь на один уровень с учениками, что влечет за собой полное отсутствие уважения со стороны учащихся по отношению к педагогу, как к учителю, а так же отсутствие знаний по преподаваемому предмету.

С другой стороны, преподаватели нередко выбирают иную модель поведения, так же не благосклонно влияющую на образовательный процесс, когда вместо завоевания любви учеников, педагог предпочитает завоевать уважение страхом учеников. Это модель самоутверждения за счет учащихся, доказательство своей значимости, весомости и авторитета. Такая модель поведения выражается в строгой форме ведения всего учебного процесса. Преподаватель может пренебрегать многими этическими нормами в отношениях с учениками, переходя на повышение голоса, порой даже на оскорбления, запугивания. При подобной модели поведения, преподаватель слишком требователен, организовывает очень сложные экзамены, заставляет учащихся учить массу незначительной и ненужной информации по изучаемому предмету. Такие преподаватели не только не завоевывают любовь или уважение учеников, но и существенно снижают мотивацию к дальнейшему изучению предмета со стороны учащихся [1, с.1].

Когда преподаватель находит определенный подход, при котором поддерживается мотивация учеников к дальнейшему получению знаний по предмету, значит, преподаватель сумел поставить себя перед учениками таким образом, что он завоевал уважение и симпатию с их стороны.

Второй, упомянутой выше, этической проблемой в современной педагогической практике является выстраивание отношений между учителем и учениками. Сущность проблемы заключается в умении педагога найти правильный подход к ученикам. Педагог выступает в качестве человека, передающего знания, обладающего опытом, убеждениями, нравственными взглядами и ценностными ориентациями, присущими его поколению. Ученики, в свою очередь, находятся в периоде становления личности, познания себя, проблем, противоречий развития, разноплановых интересов, желаний, потребностей. Для преподавателя проблема общения заключается в умении создать такие условия, при которых будет возможно сопряжение этих разных духовных миров.

 Педагогическое общение является многоплановым процессом организации, установления и развития коммуникаций, взаимодействия и взаимопонимания между учащимися и педагогом, порождаемым целями и содержанием их совместной деятельности [2, с.154].

Педагогическое общение должно быть продуктивным. Результатом такого общения является духовное обогащение педагога и учащегося. Педагог не должен воспринимать себя, как носителя абсолютной истины, обладающего правом на нравоучения и менторский тон, он должен понимать, что он не выше учеников, они просто на разных уровнях становления личности, и его задача – становлению этой личности помочь. Таким образом, педагог должен проявлять уважение к личности учеников, признавать их право на несогласие с мнением учителя, оставлять за ними право на дискуссии, при нахождении истины в том или ином вопросе, не осуждать учеников за инакомыслие, а способствовать развитию их способностей в возможной для них мере. Учитель должен проявлять интерес и причастность к состоянию учеников, сопереживать их успеху или неудаче, подмечать прогрессивность их обучения в степени, присущей именно им.

Немаловажную роль в отношениях с учениками является проявление терпимости по отношению к ним. Проявление терпимости к самостоятельности мышления ученика, его внешнему виду, взглядам, является показателем доверия для учеников. Важно понимать, что поддержание интереса к их взглядам и поддержка со стороны преподавателя стимулируют в учениках стремление к проявлению собственной индивидуальности, доверие к преподавателю и самостоятельность.

Одним из важнейших факторов выстраивания отношений с учениками является недопустимость уничижения личного достоинства учащихся, как публичное, так и индивидуальное. Педагог должен уметь максимально корректно изложить свои недовольства по отношению к конкретному ученику или учащимся в целом, не задев при этом чувств учащихся.

Так же, возможным методом формирования доверительных отношений с учениками  является демократизация школьных отношений, выражающаяся в уважении мнения учеников о преподавателе. Открытая заинтересованность мнением учащихся о самом себе, как о педагоге, изучение этого мнения и возможная корректировка проведения учебного процесса не только может благоприятно сказаться на ведении этого самого процесса, заинтересованности в нем учащихся, но и выступить доказательством доверия и уважения по отношению к ним [3, с.64].

Наряду с вышеперечисленным, проявление уважения к ученикам достигается не только путем создания наиболее благоприятной, приятельской обстановки в общении с ними, но и в проявлении требовательности по отношению к учащимся. Требовательность педагога выражает его веру в силы и возможности учеников, стимулируя их на дальнейшее развитие.

Таким образом, можно выделить основные этические принципы поведения педагога по отношению к ученикам, препятствующие возникновению этических проблем:

  1. Учителю необходимо быть справедливым по отношению к ученикам. Не использовать свой авторитет как средство запугивания в образовательном процессе, и не пытаться чрезмерно «влиться» в компанию учеников, теряя при этом уважение и препятствуя получению знаний [4, с.49];
  2. При общении с учениками учитель должен исходить не только из педагогических целей и ограничиваться функцией предоставления знаний учащимся, но и должен проявлять участие и заинтересованность в жизни учеников, учитывая эмоциональный, личностный и нравственный след, оставленный им впоследствии общения с ними.

В современной педагогической практике, этические проблемы, возникающие в ходе общения с учениками не редкость, ввиду эмоциональности, спонтанности, неосознанности действий не совсем сформировавшихся личностей учеников. Поэтому, главными достоинствами педагога, для разрешения возникающих в ходе обучения проблем, должны быть: его моральная зрелость, осознанность в выборе профессии, способность к восприятию точек зрения, отличных от его собственных, и желание не только передать свои знания, но и быть вовлеченным в жизнь учеников, способствуя при этом становлению их личности.

Использованные источники:

  1. Иванов А.А. Этические проблемы в преподавательской деятельности педагога // Всероссийское педагогическое издание «Педология». [Электронный ресурс]. URL: https://www.pedologiya.ru/servisy/publik/publ?id=47 (дата обращения: 10.01.2020).
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.
  3. Мачнева С.Г., Рахметов Ж.А. Демократизация отношений в педагогическом коллективе как фактор успешной деятельности // Педагогическая наука и практика. – 2016. — №3 (13). – с.64-68.
  4. Професиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие. — Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово, 2014.- 248 с.

 

п