Торговля является социально значимым видом предпринимательской деятельности. Основы торговой политики в России определены в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1]. В законе установлены методы государственного регулирования торговой деятельности. К ним относятся установление требований к ее организации и осуществлению; антимонопольное регулирование и информационное обеспечение в данной сфере; надзор за торговой деятельностью на уровне государства и контроль на уровне муниципальных образований.
В 2019 г. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовило проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия), основная цель которой состоит в формировании комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности посредством построения системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность трех участников отношений в сфере торговли: потребителей (покупателей), производителей и предпринимателей (продавцов) как субъектов торговли. Достижение поставленной цели возможно путем стимулирования всех форм предпринимательской активности.
В проекте Стратегии представлен раздел «Развитие электронной торговли» [2]. Электронная торговля не может полностью заменить традиционные торговые форматы, но развитие современных телекоммуникационных технологий передачи данных увеличивает роль электронной торговли в мировой экономике и в экономике Российской Федерации.
Процессы глобализации, постоянное развитие компьютерных технологий способствуют доступности и эффективности электронной торговли. В настоящее время распространены такие формы как интернет-торговля, интернет-каналы розничной торговли, интернет-магазины, интернет-покупка и др. В таблице 1 представлена характеристика указанных форматов[3].
Таблица 1.
Форматы электронной торговли
Форматы электронной торговли |
Содержание |
интернет-торговля |
форма электронной торговли в сфере розничной торговли (B2C), при которой ознакомление покупателя с товаром и условиями продажи, а также сообщение продавцу о намерении купить товар происходит посредством информационно-коммуникационной сети Интернет |
интернет-каналы розничной торговли |
создание для потребителей условий для заказа товаров и/или услуг через интернет, включая мобильный интернет |
интернет-магазины |
часть торгового предприятия/торговой организации или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети Интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза |
интернет-покупка |
заключение и последующее выполнение договора между продавцом или исполнителем и потребителем о покупке товаров, услуг или цифрового контента в сети Интернет |
[Источник: Стратегия развития электронной торговли в РФ на период до 2025 года] |
По оценке экспертов, в России на долю Интернет-торговли приходится 3-4% от всего объема розничного товарооборота и отмечается ежегодный прирост при одновременном снижении оборотов розничной торговли.
В настоящее время государственное регулирование электронной торговли в Российской Федерации реализуется в соответствии с общеотраслевыми нормами и федеральными правовыми актами. Электронная торговля является инструментом, снабжающим потребителей (физических и юридических лиц) на территории России товарами, имеющими физическую и ценовую доступность и производимыми в России и мире. Подходы к продвижению электронной торговли строятся на отсутствии серьезных административных барьеров в виде жестких и серьезных ограничений для организации и осуществления электронной торговли. Вместе с тем нет единой и комплексной методики учета статистических показателей электронной торговли, что затрудняет постановку целевых индикаторов в данной сфере и, соответственно, направлений дальнейшего развития.
Государственное регулирование торговли в целом заключается в создании комфортной потребительской среды посредством обеспечения баланса между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, недопущения административных и бюрократических препятствий. В проекте Стратегии подчеркивается необходимость развития семейных и фермерских магазинов, а также ставится задача по возрождению уличной торговли – стрит-ретейла, предполагающая расширение торговли вдоль пешеходных улиц за счет расположения небольших магазинов и кафе на первых этажах зданий.
В качестве основных направлений государственного регулирования электронной торговли в России определены: устранение таких сдерживающих факторов как низкий уровень подготовки участников онлайн экономических процессов; психологический барьер, выражающийся в недоверии потребителей к системе электронных платежей, боязнь мошеннических операций в Сети и частых отказов от покупок; отсутствие опыта электронных покупок, связанных с поведенческими особенностями и способами совершения покупок; отсутствие квалифицированных профессиональных менеджерских и маркетинговых кадров с соответствующей подготовкой для ведения торговли в Интернет-среде. Все задачи исходят, во-первых, из понимания электронной торговли как совокупности технических и организационных форм совершения финансовых и торговых операций, осуществляемых с использованием электронных систем; во-вторых, с такими преимуществами электронной торговли как возможность деятельности по всему миру, эффективность рекламных кампаний с помощью Интернета, снижение транзакционных издержек за счет сокращения посреднической цепочки и др.
В заключении отметим, что в условиях глобализации и широкомасштабной информатизации дальнейшее продвижение форматов электронной торговли будет расти.
Список литературы:
- Закон РФ от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Доступ из справ. — правовой системы «Гарант» [Электронный ресурс].
- Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (ред. от 04.10.2012 г.) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // СПС «Консультант Плюс»
- Ермошина Т.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 17-23.