Образованию в России отводится главенствующая роль в духовно-нравственном укреплении российского общества, его интеграций перед различными внутренними и внешними вызовами, в повышении доверия человека к жизни в России, к жителям страны, государству и обществу в целом, а также настоящему в будущему своей страны. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в инклюзии связана с тем, что наше общество особенно остро нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, которые обладают не только глубокими знаниями, но и замечательными чертами личности [3].
Изучением данной темы занимаются такие ученые, как: Б. С. Библер, А. Гусева, Г. П. Федотов, К. Д. Кавелин, С. Н. Трубецкого В. Н. Лосский, А.Я. Данилюк и другие.
Рассмотрим подробнее понятие и сущность «инклюзивное образование».
Одна из важнейших задач государства – реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение общего образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в «Законе об образовании», а также в Конвенции ООН «О правах инвалидов». Решению этой задачи и призвано помочь инклюзивное образование [3].
Инклюзивное образование – это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, этнических, языковых и иных особенностей, могут получать одинаковое образование. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. В настоящее время в России одновременно применяются три подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями:
- Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
- Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
- Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Конечным результатом духовно-нравственного воспитания называется определенный сложившийся образ жизни человека. В таком смысле духовно- нравственное воспитание детей в муниципальной, государственной школе может быть исключительно только вариативным и добровольным.
Подводя итог всего вышесказанного, необходимо отметить, что в определении сути и смысла духовно-нравственного воспитания в инклюзии, обязаны найти свое место такие проявления духовности, как способность личности к саморазвитию, ориентированность на высшие духовные ценности (общечеловеческие, этнические и религиозные), и состояние непринадлежности к материальной природе человека. Стоит отметить, что необходимо принять во внимание еще одну важную часть термина «духовно-нравственное воспитание в условиях инклюзии» — это готовность самой личности следовать принятым ценностям и нормам в своем поведении и в своей повседневной жизни [1].
Изучив определения понятия «духовно-нравственное воспитание» у разных авторов, мы обобщили с инклюзивным образованием и вывели свое понятие:
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в условиях инклюзивного образовании мы рассматриваем как педагогически организованный процесс, осуществляемый в учебной и вне учебной деятельности, направленный на усвоение и принятие обучающимися традиционных моральных норм, нравственных идеалов, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоконравственного сознания и поведения по отношению к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству.
В качестве целей духовно-нравственного воспитания в условиях инклюзии называют такие: формирование нравственно целой личности в единстве ее сознания, совести, воли, привычек, общественно ценного поведения, духовных и нравственных чувств. Развитое духовно-нравственное сознание заключает в себе знание о множестве моральных принципов, различных норм и, одновременно с этим, постоянное осмысление своего духовно-нравственного положения в обществе, а также осознание своего морального состояния, ощущения и чувства. Нравственное сознания является активным процессом отзеркаливания ребенком своих нравственных отношений и состоянии. Индивидуальный движущей силой развития духовного и нравственного сознания становиться нравственное мышление, которое рассматривается как постоянный процесс накопления и осмысления нравственных ситуации, фактов, отношении, их систематизированный анализ, оценку, осуществление нравственных выборов [4].
Задачи духовно-нравственного воспитания в условиях инклюзии определяется как ожидаемые возможные результаты в соответствии с личностными результатами общего начального образования предусматривают:
— воспитание в ребенке гражданственности и уважения к правам, обязанностям, свободы человека и патриотизма;
— простые представления ребенка о политическом устройстве государства, о его основных законах, а так же его институтах, и роли, которую они играют в жизни общества;
— понимание значения активной роли каждого человека в обществе;
— уважительное отношение к своему национальному языку и своей культуре;
-небольшие представления о народах Росси, об их исторической судьбе, о единстве народов всей страны;
-уважение к людям, защищающим нашу Родину;
-отрицательное отношение к несоблюдению требовании и правил порядка, к невыполнению человеком своих обязанностей [5].
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания:
— первоначальные небольшие представления о национальных российских ценностях;
-понимание отличий хороших поступков и плохих;
-знания о правилах поведения в обществе;
-элементарные знания о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии государства, в истории и культуре нашей страны;
-бережное отношение ко всему живому;
— знание правил культуры речи и поведения;
-стремление не совершать не благоприятные поступки, умение признаться в совершении плохого поступка и проанализировать его;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни, труду и учебе:
-первоначальные познания о нравственных основах учения, основной роли образования, значении творчества в жизни общества;
-иметь представления о некоторых основных профессиях;
-иметь ценностное отношение к учебе;
-первоначальные умения коллективной работы;
— проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнений учебных и учебно-трудовых заданий;
— внимательное отношение к результатам труда своего, а также труда других людей.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
— иметь простейшие представления о влиянии нравственности человека на состояние здоровья окружающих его людей и его здоровья;
— понимание высокой важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— соблюдение здоровье сберегающего режима дня.
Экологическое воспитание детей: то есть воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде:
— привитие интереса к природе;
-отношение к природе;
— бережливое отношение к животным и растениям.
Эстетическое воспитание: привитие ценностного отношения ко всему прекрасному, развитие представлении об эстетических ценностях:
— элементарные представления о душевному и физической красоте людей;
-повышение интереса к художественному творчеству;
-стремление к аккуратному внешнему виду[2].
В результате подробного анализа основных компонентов вышеназванных направлении воспитания мы сделали следующий вывод. Духовно-нравственное воспитание в условиях инклюзивного образовании– это воспитание, объединяющее в себе цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно нацелено на приобщение детей ОВЗ к одной из существующих в современном обществе систем духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.
Список литературы
1.Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание [Текст]/Л.И. Божович, Л. С Славина. — М.:Питер, 2008.-750с.
2.Контарбаев, И.А. Нравсвтенное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/ И.А. Контарбаев. — М.: Просвещение,1996, — 126 с
3.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691. Изд. : Норматика, 2017. – 60 с.
4.Миронова, И.Ю. Духовно-нарвственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС [Электронный ресурс]//Дети и школа.
5.Неводова, Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст]/Д.П. Неводова// Молодой ученый. -2016. — №8. — С.25-27.