ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ЦИФРОВИЗАЦИИ РЕГИСТРАЦИИ И ИНКОРПОРИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ

2 ноября 4:40

В мире, где технологические достижения развиваются ошеломляющими темпами, предприниматели все чаще замечают, что вести бизнес с помощью цифровых инструментов гораздо удобнее и быстрее. Электронные технологии упрощают и удешевляют бизнес, поэтому всё больше компаний идут по пути диджитализации или оцифровки бизнес-моделей. Так, например, консалтинговые компании, такие как Accenture, оказывают услуги организациям по консультированию в сферах стратегического планирования, оптимизации и организации аутсорсинга бизнес-процессов и, в частности, предлагают услуги по диджитализации. Это доказывает тот факт, что вектор развития корпоративного права в ближайшие годы будет направлен на цифровизацию.

Уже сейчас Европейский Союз, стремясь стимулировать инновации в бизнесе, изложил в директиве 2019/1151 [1] стремление государств-членов полностью оцифровать регистрацию и инкорпорирование компаний. Директива стремится к тому, чтобы правовая и административная среда соответствовали новым социально-экономическим вызовам глобализации и цифровизации. Это важно, с одной стороны, для обеспечения необходимых гарантий против злоупотреблений и мошенничества, а с другой — для достижения таких целей, как содействие экономическому росту, созданию рабочих мест и привлечению инвестиций в Европейский Союз, что принесло бы экономические и социальные выгоды обществу в целом.

В соответствии с директивой, через два года, к 1 августа 2021 года, должна быть обеспечена возможность полной регистрации компании в интернете без необходимости физической регистрации в каком-либо органе власти. Это включает в себя составление любого текста, необходимого для регистрации компании. Исключение из этого правила возможно для публичных обществ с ограниченной ответственностью, ввиду сложности их образования и регистрации. Директива предусматривает, что весь процесс онлайн-формирования не должен превышать десяти рабочих дней.

Одна из наиболее значительных проблем состоит в том, что существуют значительные различия между государствами-участниками в том, что касается наличия онлайновых инструментов, позволяющих предпринимателям и компаниям взаимодействовать с органами власти по вопросам корпоративного права. Так, некоторые государства-участники предоставляют комплексные и удобные для пользователей услуги исключительно в режиме онлайн, в то время как другие не в состоянии обеспечить онлайновые решения даже для простых действий компаний. Например, некоторые государства разрешают только создание компаний или внесение изменений в документы и информацию, внесенные в регистр, а также предписывают делать это только лично в офлайн-режиме. Некоторые государства разрешают совершать эти же действия либо лично в режиме офлайн, либо в режиме онлайн, а в других государствах они могут осуществляться только в режиме онлайн. К вопросу о единообразии конкретных инструментов и действий можно будет прийти, ориентируясь на будущий опыт этих стран.

Что касается Российской Федерации, за последние году процедура регистрации юридических лиц и ИП стала гораздо проще и прозрачней. Так, регистрацию можно провести через официальный сайт Федеральной налоговой службы [3], портал Госуслуг [4] или у нотариуса. Однако о цифровизации говорить ещё рано, так как данные процедуры установлены не для всех организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов. К тому же в электронном виде подаётся только заявление в установленной форме, а прочие регистрационные документы всё равно остаются в бумажной с физическим присутствием.

Аналогично процедура проходит на портале Государственных услуг. Данная процедура также осложняется тем, что перечень указанных документов, которые необходимо собрать для регистрации, весьма обширен. Для их сбора большинство специалистов даже рекомендует обращаться к платным интернет-сервисам по подбору документов. Также нужно иметь в виду, что в данном случае регистрирующее лицо должно иметь Электронную цифровую подпись. А ещё, придется приобрести и настроить специальные программы от налоговой для формирования транспортного контейнера с документами. Если необходимо подать документы дистанционно, можно сделать это через нотариуса, в этом случае не обязательно иметь собственную электронную цифровую подпись.

Таким образом, европейское законодательство уже наметило стратегию развития электронных услуг и сервисов, которые должны предоставлять компаниям государства-участники. И, хотя практика по данному вопросу будет складываться только в будущем году, представляется, что это позитивный опыт, который могла бы во многом перенять Российская Федерация.  Нужно обратить внимание на то, какие Директива вносит изменения в европейское законодательство о компаниях, чтобы обеспечить большую эффективность, прозрачность и правовую определенность, сделав возможным создание компании очень быстро, без особых усилий и полностью в электронном виде.

Список литературы:

  1. Directive (EU) 2019/1151 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 amending Directive (EU) 2017/1132 as regards the use of digital tools and processes in company law [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2019/1151/oj (дата обращения: 18.01.2020).
  2. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения: 18.01.2020).
  3. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn61/ (дата обращения: 18.01.2020).
  4. Официальный интернет-портал государственных услуг — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 18.01.2020).