В связи с необходимостью декорирования техники левкаса элементами золочения были проведены технологические пробы золочения различными способами. Некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой во избежание оседания пыли на икону, так как даже малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить [3]. Сусальное золото продается в буклетах, чаще всего 8х8 см, по 20 – 25 листов, или 60 или 65. В данной работе была использована поталь из-за похожих качеств и доступной цены. Ее размер превышает книжек свободного сусального золота 10 х 10 см, что позволяет покрыть большую площадь, за минимальные средства.
Одним из способов золочения, является вариант на стирание или на лак. Для золочения на лак, элементы которые задумываются вызолоченными, используем ПФ – 231 супер глянец или глянец. Наносим 2 – 3 слоя, каждому необходимо высохнуть до полного вставания лака. Это делается для того, чтобы создать ровную глянцевую поверхность на впитывающемся, не идеально ровном меловом грунте. На котором в последствии будем наносить масляный лак, имеющий два названия «Мордан», «Микстион».
В золочение на лак используется трансфертная поталь. Чтобы из свободной потали перевести в трансфертную, берем микалентный лист бумаги рисунок 1 а. б, в, размером, как и лист потали, наносим на него насечки воском, этой же стороной прикладываем к потали и разглаживаем рукой. С трансфертной поталью работать можно сутки, если дольше, то с воска поталь не снять.
а – перевод в трансфертную поталь; б – разглаживание ватным диском; в – наложенный лист потали на «Мордан»
Рисунок 1 – Этапы работы с поталью
Лак для потали – это масляный лак, который называют «Мордан» марки «MISTIONE PER ORO IN FOGLI».
Разводим 1:1 лак + Уайт спирит затем синтетической плоской кистью наносим лак на участок, который будет золотиться, через 20 минут снимаем излишки лака до жирного блеска ватным диском, и оставляем еще на 20 минут, лак снимем в одном направлении, создавая равномерную – слегка жирную поверхность. Далее на подготовленную основу накладываем трансфертную поталь и ватой аккуратно прибиваем поталь к лаковой подложке, через 15 – 20 минут круговыми движениями разглаживаем поталь по поверхности. Даем высохнуть сутки, после высыхания наносим лак ПФ – 231, лак служит защитой от механических повреждений и не дает начаться процессу окисления.
Существует еще один способ золочения. Белок взбиваем долго до однородной массы, пока пена белка не станет упругой. Отстаиваем, снимаем пенку и процеживаем белок. Процеженный белок разбавляем водой 1:6. Если белок был плохо взбит или яйца были не свежие, то при соединении с водой, белок может створожиться, появятся белые хлопья и сгустки [3].
Разводим раствор (белок + вода) с полиментом до состояния жидких сливок. Все это процеживаем. Пробуем мазок на пробнике, он должен быть акварельным, если состав густой, то можно разбавить еще раствором (белок + вода).
Покрываем мазками не нахлестывая друг на друга, не покрывая дважды, второй слой наносится после полного высыхания мазки в другом направлении, для этой процедуры используем мягкую плоскую беличью кисть. Поверхность набираем до темно красного цвета (5 – 6 слоев) [2].
При высыхании поверхности, ее можно выровнять шлифовальной бумагой М10/Н – 0 или М7/Н – 01. Убирая с поверхности переходы, наплывы и пыль. При этом она останется матовой, что немало важно, если мы хотим создать разницу фактур.
Разводим 2 % – 3 % желатиновый клей и проходим по поверхности теплым клеем, беличьей плоской кистью, для проникновения клея в полимент. Даем клеевому слою высохнуть, далее накладываем слой повторно.
Наливаем в удобную емкость раствор водки. Беличьей кистью круговыми движениями делаем не сильные лужицы, что позволяет размолодить клей. Лужицы делаем чуть больше размера закидываемого куска потали. Сначала лист кладем на замшевую подушечку и режем специальным ножом для золота, на необходимые куски. Они берутся специальной кистью – лампимзель её предварительно смазываем кремом или жиром, что позволяет крепко приклеить к лапке поталь и донести ее до лужицы из водки. Поталь кладем с на хлёстом друг на друга, чтобы избежать порванных швов рисунок 2, 3.
Постепенно водка высыхает и впитывается в полимент и левкас. Поталь прибиваем ватой, после, агатовым зубком разглаживаем нужные элементы до зеркального блеска. Такое золочение используются для чеканки, и дает возможность получить разницу фактур. Нужен 6 % – 8 % левкас, так как при таком мягком левкасе, удобней всего добиться зеркальной поверхности на золоте. После этого вызолоченную поверхность через сутки, покрываем тонким слоем прозрачного лака для защиты от повреждения и окисления[4].
Рисунок 2 – Работа с поталью на Полимент
Рисунок 3 – Покрытие Полиментом
Рисунок 4 – Позолоченные образцы
Золочение на лак один из самых современных способов, он использовался в 20 веке и по нынешнее время. Данный способ менее затратный и трудоёмкий чем полиментное золочение. Подходит исключительно для объемных наливных элементов, используемых в данной работе и для плоскостного золочения. Данный способ позволяет так же добиться разницу фактур и эффектов на золоте, как и полиментное золочение, например вызолоченная графия, роспись по золоту, что не возможно при первом способе золочении рисунок 4 [1].
Использованные источники:
- Спецрисунок и художественная графика — [Текст]: Учебное пособ. Беляева С.Е., Розанов Е. А. 2008 г. – 38 с.
- Цвет, серия Великие полотна [Текст]: Учебное пособ. Калмыкова В. 2008 г. – 57 с.
- Википедия. Иконопись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный (дата обращения 12.01.2020). –
- Левкас [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный (дата обращения 10.01.2020).