В условиях глобализации мировой экономики постоянно возрастает значимость дистанционного банковского обслуживания, на передний план выходят банковские услуги с использованием интернет – технологий. В связи с этим представляется важным анализ тенденций применения интернет технологий в развитии банковских услуг в России.
Автором проанализировано количество счетов с дистанционным доступом, открытых в российских кредитных организациях. В таблице 1 представлены данные о количестве активных счетов (в рублях), открытых в кредитных организациях физическим лицам и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями.
Таблица 1
Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях [1]
в тыс.ед.
| Год | Общее количество счетов | в том числе открытых клиентам: | ||||
| юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, всего | из них: | физическим лицам, всего | из них: | |||
| с доступом через сеть интернет | с доступом через сеть Интернет | с доступом посредством устройств мобильной связи | ||||
| 2014 | 125 776 | 3 461 | 3 122 | 122 316 | 80 917 | 64 598 | 
| 2015 | 162 833 | 4 026 | 3 765 | 158 807 | 136 149 | 117 390 | 
| 2016 | 191 962 | 4 523 | 4 361 | 187 439 | 161 629 | 143 089 | 
| 2017 | 216 593 | 5 217 | 5 092 | 211 376 | 189 897 | 166 753 | 
| 2018 | 238 966 | 5 971 | 5 875 | 232 995 | 217 061 | 178 175 | 
По данным таблицы 1 можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом периоде наблюдается возрастающая тенденция, количество счетов открытых в банках юридическим лицам с доступом через интернет увеличилось практически в 2 раза (в 1,88 раз). Данная тенденция обусловлена расширением функционала ДБО и широким распространением интернет технологий.
Что касается количества счетов открытых в кредитных организациях физическим лицам с доступом через интернет, то их число увеличилось за последние 5 лет практически в 3 раза (в 2, 68 раз). Возрастающая тенденция в отношении количества счетов, с доступом через интернет, открытых физическим лицам обусловлена активной политикой банков в отношении расширения клиентской базы, в частности, следует выделить продвижение зарплатных проектов.
Эмиссия платежных карт является важной составляющей деятельности любого банка. В таблице 2 представлены данные о количестве платежных карт, эмитированных кредитными организациями с 2014-2018 года.
Таблица 2
Количество и структура платежных карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт [1]
| Год | Всего банковских карт, тыс.ед. | в том числе: | |||
| расчетные карты | кредитные карты | ||||
| тыс.ед. | удельный вес, % | тыс.ед. | удельный вес, % | ||
| 2014 | 227 666 | 195 904 | 86,05% | 31 761 | 13,95% | 
| 2015 | 243 929 | 214 465 | 87,92% | 29 464 | 12,08% | 
| 2016 | 243 925 | 214 461 | 87,92% | 30 144 | 12,36% | 
| 2017 | 271 677 | 239 522 | 88,16% | 32 155 | 11,84% | 
| 2018 | 272 604 | 237 521 | 87,13% | 35 082 | 12,87% | 
На основании данных таблицы 2, можно делать вывод о том, рынок банковских карт России в целом продолжил демонстрировать устойчивый рост – темп роста за последние 5 лет составил 120%. Данный факт можно объяснить тем, что развитие рынка платежных карт является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов.
Операции с пластиковыми карточками открыли кредитным организациям новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа; уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и так далее.
Проследим динамику количества расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями. Данные представлены на рисунке 1.
 
Рисунок 1. Динамика количества расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями
На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом периоде количество расчетных карт увеличилось в 1,2 раз. Этот рост обусловлен, прежде всего, зарплатными проектами. Зарплатные клиенты остаются для банков наиболее привлекательной нишей для продажи карточных продуктов, развития транзакционного бизнеса, сопряженного с меньшими издержками безрискового пополнения пассивов за счет остатков на счетах карт.
Количество кредитных карт, эмитированных кредитными организациями, увеличилось на 10 п.п. Активность банков по продвижению кредитных карт связано с желанием кредитных организаций наращивать объемы кредитования физических лиц. Как отмечают в Национальном бюро кредитных историй, сегмент кредитных карт является наиболее динамичным во всем розничном кредитовании, главным образом, за счет его технологичности и удобства [2].
В последние десятилетия наблюдается тенденция развития безналичных форм расчетов, это имеет большое экономическое значение. Платежи, осуществляемые без участия наличных средств, способствуют ускорению оборачиваемости, сокращению количества денежных средств, необходимых в обращении, что, как следствие, приводит к снижению издержек обращения, увеличению прозрачности расчетов. Автором проанализированы операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт, данные представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт эмитентов-резидентов и нерезидентов [1]
| Год | Показатель | Всего | в том числе: | |
| операции по снятию наличных денежных средств | операции по оплате товаров и услуг | |||
| 2011 | количество, млн. ед. | 4 041,3 | 2 445,6 | 1 595,7 | 
| объем, млрд. руб. | 16 058,4 | 14 041,4 | 2 017,0 | |
| 2012 | количество, млн. ед. | 5 601,5 | 2 843,5 | 2 758,0 | 
| объем, млрд. руб. | 21 283,8 | 18 017,8 | 3 266,0 | |
| 2013 | количество, млн. ед. | 7 324,9 | 3 167,9 | 4 157,0 | 
| объем, млрд. руб. | 25 922,8 | 21 362,7 | 4 560,1 | |
| 2014 | количество, млн. ед. | 9 420,7 | 3 289,6 | 6 131,0 | 
| объем, млрд. руб. | 30 278,1 | 23 892,0 | 6 386,1 | |
| 2015 | количество, млн. ед. | 12 008,7 | 3 331,5 | 8 677,1 | 
| объем, млрд. руб. | 33 221,2 | 25 136,2 | 8 085,1 | |
На основании данных таблицы, можно сделать вывод о том, что операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт имеют возрастающую тенденцию. Их количество увеличилось практически в 3 раза за последние 5 лет, в стоимостном выражении наблюдается двукратных рост операции с использованием платежных карт в анализируемом периоде. Доля тех, кто расплачивается картой в торгово-сервисных предприятиях, выросла в два раза за последние пять лет – с 46% до 83% населения.
Следует подчеркнуть, что увеличение количества счетов с дистанционным доступом, эмиссия и эквайринг платежных карт, рост числа безналичных операций – все это происходит благодаря применению интернет – технологий в банковской деятельности. Дальнейшее применение и развитие интернет – технологий в банковском обслуживании положительно отразится на банковской системе РФ.
Одной из прогрессивных технологий проведения безналичных расчетов является применение дистанционного обслуживания клиентов на базе интернет – технологий. 85% банковских клиентов, регулярно выходящих в интернет, используют хотя бы один канал дистанционного доступа к своим картам, счетам и другим банковским продуктам. Наиболее динамично развивающимся направлением финансовых решений является управление банковскими счетами через интернет – банкинг и мобильный банкинг.
По данным ЦБ РФ в 2018 году практически 60% взрослого населения страны имели дистанционный доступ к банковским счетам (через интернет-банкинг или мобильный банкинг). При этом всего 45% населения пользовались такой возможностью, почти все из них совершали операции по счетам посредством мобильного банкинга. О быстром развитии интернет–банкинга в России говорят не только данные регулятора – Банка России. Так эксперты консалтинговой компании Deloitte Digital включили Россию в пятерку стран — лидеров цифрового банкинга среди 38 стран региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).
По оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), интернет–банкингом пользуется около 81% всей интернет–аудитории. Более половины россиян (53%) пользуются мобильным банком, 30% – интернет-банком [2].
Следует отметить, что число пользователей мобильных банковских приложений в России в последние годы превышает число клиентов, пользующихся банковскими веб-приложениями. Так, доля пользователей интернет-версий в два раза ниже (17%), чем пользователей мобильного банка. Такую же тенденцию отмечают в Фонде общественного мнения.
На растущую популярность мобильного банкинга влияет несколько факторов. Во-первых, через мобильное приложение можно быстро выполнять несложные операции, например, перевод с карты на карту. Во-вторых, на тенденцию влияет дигитализация общества: увеличивается число смартфонов и растет цифровая грамотность.
Таким образом, на основе проведенного анализа современных тенденций применения интернет технологий в развитии банковских услуг в РФ можно сделать вывод о том, что Российские банки ищут новые, более перспективные пути повышения плотности и качества взаимодействия с клиентами. Наблюдаются позитивные тенденции в отношении количества счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях, возросла эмиссия платежных карт, увеличились операции совершенные с использованием платежных карт. Наиболее динамично развивающейся тенденцией является – управление банковскими счетами через интернет, в частности через мобильные приложения банков.
Список использованной литературы
- Банк России: Статистика национальной платежной системы. Официальный сайт Банка России, 2018.
- Национальное агентство финансовых исследований. Официальный сайт НАФИ. http://nacfin.ru/
References
- Bank of Russia: Statistics of the national payment system. Bank of Russia official website, 2018.
- National Agency for Financial Research. The official website of NAFI. http://nacfin.ru/

