АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

30 марта 7:46

Сегодня обстановку в мире нельзя назвать безопасной в силу множества обстоятельств. Каждый день появляются новые угрозы безопасности общества: техногенные катастрофы, стихийные бедствия, военные действия, многочисленные террористические акты. Требования к безопасности различных объектов постоянно возрастают в данных условиях. Перечень угроз постоянно пополняется и обновляется, изменяется их характер и степень опасности, поэтому нельзя рассматривать их по отдельности, необходимо решать вопрос обеспечения безопасности комплексно, одновременно взяв в расчет все факторы. При анализе комплексной безопасности образовательных организаций необходимо ориентироваться на приемлемые уровни риска, установленные федеральными законами, директивными документами и техническими регламентами.

Комплексная безопасность образовательной организации — это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Бессмысленно пытаться обеспечить безопасную обстановку в образовательном учреждении, не учитывая все имеющиеся угрозы безопасности [2, с.97]. Всецело её можно обеспечить с помощью реализации комплексной системы мер и различных мероприятий по:

  • гражданской обороне;
  • пожарной безопасности;
  • использованию инженерно-технического оборудования образовательного учреждения;
  • обеспечению антитеррористической защиты образовательной организации;
  • организации взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами;
  • включению в образовательный и воспитательный процессы аспектов культуры безопасности.

Список мероприятий должен пополняться в соответствии с анализом и выявлением недочетов имеющейся системы по обеспечению безопасности, и с появлением новых мировых угроз безопасности. Без данного анализа невозможно комплексное обеспечение безопасности [4, с.68].

При достижении любой цели важен четкий алгоритм действий. Так и для аудита любой образовательной организации в области обеспечения безопасной обстановки необходимо произвести следующие действия:

  • оценить состояние безопасности образовательной организации;
  • составить список имущественного комплекса;
  • оценить правовое обеспечение комплексной безопасности;
  • оценить состояние технического обеспечения безопасности.

Так же нужно иметь представление обо всех существующих угрозах, чтобы грамотно проанализировать и минимизировать их [1, с.25]. Для анализа угроз безопасности организацией должны быть произведены следующие действия:

  • анализ угроз природного, техногенного и антропогенного характера;
  • анализ угроз с использованием моделирования и оценка риска;
  • построение обобщенных моделей систем обеспечения комплексной безопасности для образовательных организаций на основе всестороннего анализа угроз.

После составления перечня возможных угроз для объектов образовательных организаций следующим шагом необходимо выделить из него значимые угрозы и определить уровень обеспечения безопасности. Определить значимость угроз – это сравнить их между собой, используя единую шкалу измерений угроз [3, с.17]. Для составления списка вероятных угроз для образовательной организации рекомендуется изучить детальное описание её структуры, взаимодействия с другими объектами и т.п.

Одним из приоритетных направлений деятельности в области обеспечения комплексной безопасности образовательной организации является антитеррористическая защищенность. В данном аспекте главный документ – это паспорт безопасности. Он создаётся руководящим составом образовательной организации совместно с правоохранительными подразделениями. Данный документ содержит большой объём информации, поэтому его разработка осуществляется после тщательного обследования образовательного учреждения, накопления необходимой информации в полном объёме и её анализа. Так же в этот процесс включены взаимодействия образовательной организации с органами внутренних дел, федеральной службой безопасности, штабами ГО и ЧС, местными органами самоуправления [5, с.237]. Создание паспорта безопасности контролирует руководитель образовательного учреждения, так как на нём лежит персональная ответственность за организацию безопасных условий функционирования, сохранность жизни и здоровья персонала и обучающихся при нахождении в образовательном учреждении.

Для борьбы с терроризмом необходимы меры предупреждения и профилактики, такие как: усиление охраны образовательной организации и тщательный подбор её сотрудников, систематическое проведение инструктажа работников образовательной организации на случай возникновения угрозы террористического характера, устранение недостатков пожарной безопасности, которые могут быть использованы в преступных целях, поддержание взаимодействия с органами МВД и ФСБ России.

Таким образом, для антитеррористической защищенности образовательной организации в современных условиях необходимо использовать целый комплекс мер по обеспечению безопасности, который включает в себя множество различных компонентов.

Список литературы:

  1. Антитеррористическая защищенность образовательных организаций в современных условиях / Загребина Е.И., Прокофьева Е.Н.// В сборнике: Современные проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции (с международным участием). Научный ред. А.В. Гумеров. – 2015. – С. 180.
  2. К вопросу комплексной безопасности образовательных учреждений/ Загребина Е.И.// Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 1 (108). – С. 183.
  3. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве/ Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю.// Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 6 (119). – С. 212.
  4. Оценка эффективности систем антитеррористической защиты и обеспечение безопасности образовательной организации ФСИН России/ Говорин Е.Б.// В сборнике: Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 580.
  5. Управление комплексной безопасностью образовательных организаций/ Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н., Камалеева А.Р., Левина Е.Ю., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Прокофьева Е.Н., Трегубова Т.М., Угарова Н.М., Хусаинова С.В., Чеверикина Е.А., Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А., Щербаков В.С.// В книге: научные основы безопасного образования: теория и практика монография. Казань. – 2016. – С. 261.