Актуальность выбранной темы заключается в том, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников с ЗПР изучено недостаточно. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из важнейших и сложных проблем психологии и педагогики. Говоря о детях дошкольного возраста, имеющих диагноз задержка психического развития разнообразного генеза, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, несогласованность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам [3]. Несформированность эмоционально-волевой сферы младших школьников с диагнозом задержка психического развития определяет особенности формирования их поведения, личностные особенности развития, а также недостаточный уровень сформированности коммуникативной сферы [3]. Возникают проблемы в формировании морально-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, младшие школьники этой категории не готовы к “эмоционально теплым” отношениям со сверстниками, эмоциональные контакты с близкими взрослыми могут быть нарушены, а дети слабо ориентируются в морально-этических нормах поведения [3].
Организация исследования проходила на базе центра «Метафорист».
Целью нашего исследования стало исследование эмоционально – личностного развития дошкольников с задержкой психического развития
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
– выбрать психодиагностические методики, позволяющие проверить выдвинутую гипотезу;
– провести психодиагностическое исследование;
-выполнить статистическую проверку достоверности полученных результатов.
Для осуществления эксперимента выборка была разбита на 2 группы по 15 человек – экспериментальная, это те дети с ЗПР, воспитанники младшего школьного возраста, занимающихся в центре «Метафорист» в возрасте 7-8 лет и контрольная группа – 15 детей с нормальным развитием.
В качестве методик были использованы такие методики как
1.Экспертная оценка социальной адаптированности и личностного развития по карте наблюдений Д. Стотта [4];
2.Цветовой тест М. Люшера (Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И.; Собчик Л.Н.) (детский адаптированный вариант) [5];
3) методика проективного теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [4];
3.Методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» А.И. Высоцкого [5];
4.Методика «Изучения волевой активности в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом» (Н.А. Цыркун) [1];
- Анкета «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги [1].
В целом, исследование было направлено на подтверждение гипотезы ο том, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников отличается повышенной тревожностью, негативным эмоциональным фоном. А волевая — импульсивностью, низкой способностью к целеполаганию.
Полученные результаты подверглись статистической обработке данных посредством критерия Манна-Уитни. Данный статистический критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно, и позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Статистика рассчитана с использованием программного пакета «SPSS v22.0.». Результаты занесены в таблицу 1
Таблица 1
Специфика эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и ее отличие от детей с N
| Показатели | 
 | Дети с ЗПР | 
 Дети с N | ||||
| U | Сред. | Мед | Ст.откл | Сред. | Мед. | Ст.откл. | |
| Социальная адаптированность | 54,00 | 1,95 | 3,00 | 0,80 | 3,05 | 2,00 | 0,23 | 
| Высокий уровень тревожности | 7,50 | 3,26 | 4,00 | 0,75 | 2,9 | 1,00 | 0,45 | 
| Средний уровень тревожности | 3,00 | 3,43 | 4,00 | 0,75 | 1,00 | 1,00 | 0,32 | 
| Низкий уровень тревожности | 4,00 | 2,19 | 3,00 | 0,75 | 3,43 | 1,00 | 0,32 | 
| Импульсивность | 28,00 | 1,2 | 3,00 | 0,77 | 3,4 | 2,00 | 0,45 | 
| Волевая регуляция | 7,00 | 3,57 | 4,00 | 0,60 | 2,00 | 2,00 | 0,45 | 
| Психоэмоциональное состояние | 3,9 | 2,6 | 2,0 | 0,6 | 2,4 | 2,00 | 0,43 | 
| Склонность к внутриличностному конфликту | 3,7 | 1,8 | 1,0 | 0,4 | 3,1 | 1,00 | 0,44 | 
Примечание: p< 0,05
Проведенный статистический анализ показал, что были обнаружены значительные различия эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР и нормальным уровнем развития, то есть уровень ошибки по всем показателям составил более 0,05.
В первой группе детей с ЗПР отмечается преобладание высокого уровня развития тревожности, тогда как в группе детей с нормальным уровнем развития речи средний, уровень тревожности у школьников с ЗПР выше, чем у детей с нормальным уровнем развития.
В заключение, считаю необходимым подчеркнуть, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников отличается повышенной тревожностью, негативным эмоциональным фоном. А волевая — импульсивностью, низкой способностью к целеполаганию.
Список литературы:
- Романова Е.С. Психодиагностика. – Санкт-Петербург [и др.]. 2015
- Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: [метод. руководство]. – СПб. 2015
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой – Москва, 2010, 235 с.
- Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М. 2015
- Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2016

