Актуальность выбранной темы заключается в том, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников с ЗПР изучено недостаточно. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из важнейших и сложных проблем психологии и педагогики. Говоря о детях дошкольного возраста, имеющих диагноз задержка психического развития разнообразного генеза, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, несогласованность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам [3]. Несформированность эмоционально-волевой сферы младших школьников с диагнозом задержка психического развития определяет особенности формирования их поведения, личностные особенности развития, а также недостаточный уровень сформированности коммуникативной сферы [3]. Возникают проблемы в формировании морально-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, младшие школьники этой категории не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, эмоциональные контакты с близкими взрослыми могут быть нарушены, а дети слабо ориентируются в морально-этических нормах поведения [3].
Организация исследования проходила на базе центра «Метафорист».
Целью нашего исследования стало исследование эмоционально — личностного развития дошкольников с задержкой психического развития
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
— выбрать психодиагностические методики, позволяющие проверить выдвинутую гипотезу;
— провести психодиагностическое исследование;
-выполнить статистическую проверку достоверности полученных результатов.
Для осуществления эксперимента выборка была разбита на 2 группы по 15 человек – экспериментальная, это те дети с ЗПР, воспитанники младшего школьного возраста, занимающихся в центре «Метафорист» в возрасте 7-8 лет и контрольная группа – 15 детей с нормальным развитием.
В качестве методик были использованы такие методики как
1.Экспертная оценка социальной адаптированности и личностного развития по карте наблюдений Д. Стотта [4];
2.Цветовой тест М. Люшера (Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И.; Собчик Л.Н.) (детский адаптированный вариант) [5];
3) методика проективного теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [4];
3.Методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции школьников» А.И. Высоцкого [5];
4.Методика «Изучения волевой активности в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом» (Н.А. Цыркун) [1];
- Анкета «Определение уровня развития волевых качеств учащихся» Т.И. Шульги [1].
В целом, исследование было направлено на подтверждение гипотезы ο том, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников отличается повышенной тревожностью, негативным эмоциональным фоном. А волевая — импульсивностью, низкой способностью к целеполаганию.
Полученные результаты подверглись статистической обработке данных посредством критерия Манна-Уитни. Данный статистический критерий используется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно, и позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Статистика рассчитана с использованием программного пакета «SPSS v22.0.». Результаты занесены в таблицу 1
Таблица 1
Специфика эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и ее отличие от детей с N
Показатели |
|
Дети с ЗПР |
Дети с N |
||||
U |
Сред. |
Мед |
Ст.откл |
Сред. |
Мед. |
Ст.откл. |
|
Социальная адаптированность |
54,00 |
1,95 |
3,00 |
0,80 |
3,05 |
2,00 |
0,23 |
Высокий уровень тревожности |
7,50 |
3,26 |
4,00 |
0,75 |
2,9 |
1,00 |
0,45 |
Средний уровень тревожности |
3,00 |
3,43 |
4,00 |
0,75 |
1,00 |
1,00 |
0,32 |
Низкий уровень тревожности |
4,00 |
2,19 |
3,00 |
0,75 |
3,43 |
1,00 |
0,32 |
Импульсивность |
28,00 |
1,2 |
3,00 |
0,77 |
3,4 |
2,00 |
0,45 |
Волевая регуляция |
7,00 |
3,57 |
4,00 |
0,60 |
2,00 |
2,00 |
0,45 |
Психоэмоциональное состояние |
3,9 |
2,6 |
2,0 |
0,6 |
2,4 |
2,00 |
0,43 |
Склонность к внутриличностному конфликту |
3,7 |
1,8 |
1,0 |
0,4 |
3,1 |
1,00 |
0,44 |
Примечание: p< 0,05
Проведенный статистический анализ показал, что были обнаружены значительные различия эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР и нормальным уровнем развития, то есть уровень ошибки по всем показателям составил более 0,05.
В первой группе детей с ЗПР отмечается преобладание высокого уровня развития тревожности, тогда как в группе детей с нормальным уровнем развития речи средний, уровень тревожности у школьников с ЗПР выше, чем у детей с нормальным уровнем развития.
В заключение, считаю необходимым подчеркнуть, что специфика эмоционально – волевой сферы младших школьников отличается повышенной тревожностью, негативным эмоциональным фоном. А волевая — импульсивностью, низкой способностью к целеполаганию.
Список литературы:
- Романова Е.С. Психодиагностика. – Санкт-Петербург [и др.]. 2015
- Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: [метод. руководство]. – СПб. 2015
- Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой – Москва, 2010, 235 с.
- Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М. 2015
- Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики. — Ростов-на-Дону: Феникс. 2016