ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ И СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ

26 октября 11:54

Постановка проблемы. Нарушение речи у детей разнообразны по своим проявлениям. Одни нарушения проявляются только в произношении, другие касаются процессов создания  и выражаются не только в дефектах звуков произношения, но и в трудностях звукового анализа.

Дети с общим недоразвитием речи, является основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, они составляют разнородную группу по степени тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Нарушение лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, поскольку у детей позже начинает формироваться речевая система для которой характерен минимальный запас слов, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения [3, с. 8].

Нарушение формирования лексики у детей с ОНР проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном использовании слов. Дошкольники с ОНР не понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако, использование слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие трудности [, с. 224].

Цель статьи: осветить особенности развития лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников с ОНР и сформировать гипотезу об использовании технических средств как эффективного логокоррекционного средства.

Исследование проблемы общего недоразвития речи и его влияние на овладение детьми устной и письменной речью представлены в работах многих ученых (Г.Жаренкова, Н.Жукова, Р.Лалаева, Р.Левина, Л.Спирова, Е.Соботович, В.Тарасун, Т .Филичева, Г.Чиркина, C.Шаховская, М.Шеремет, A.Ястребова и др.). В работах ученых (В.Воробьева, Н.Жукова, Г.Каше, P.Левина, Е.Соботович, Л.Спирова, Т.Туманова, Т.Филичева, Г.Чиркина, С.Шаховская и др.).

Отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте навыки словообразования или недостаточно сформированы, либо отсутствуют вообще. Процесс усвоения грамматического строя речи у детей происходит неравномерно. Речь детей закономерно сопровождается различными нарушениями и отклонениями от грамматических норм, в дошкольной лингводидактике получили «типичные грамматические ошибки».

Изложение основного материала. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы, охватывающей фонетико-фонемную и лексико-грамматическую стороны при нормальном слухе  и интеллекте. Диагностическим признаком может служить разница между речевым и психическим развитием, индивидуальный темп продвижения речевого развития детей, однако есть ряд особенностей, проявляющихся при различных уровнях ОНР: трудности формирования познавательно-коммуникативной деятельности, замедленное развитие словарного запаса, грамматического строя, связной речи и другое.

Поэтому, одной из главных задач речевого развития дошкольников с ОНР является задача развивать коммуникативно-познавательную потребность в речи (I уровень ОНР), овладевать элементарными формами устной речи на основе практических умений отвечать на вопросы, составлять предложения по моделям (II уровень ОНР), продолжение активно развивать словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру и связную речь (ІІІ уровень ОНР) [1, с. 42-48].

В исследованиях авторов Г. Коджаспиров, А. Танасиенко, Е. Смирновой и других ученых подтверждена эффективность использования технических средств, повышает производительность учебно-воспитательного процесса в том случае, если учитель или воспитатель хорошо представляют и понимают психологические основы их применения [2, с . 256].

 Для повышения эффективности логокоррекционной работы со старшими дошкольниками с ОНР предлагаем использование технических средств, что будет способствовать оптимизации работы логопеда и активизации познавательно-речевых возможностей дошкольников.

При использовании технических средств открывается также множество новых возможностей проведения внеурочной работы и досуга детей. Происходит внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, что приводит к коренному изменению характера деятельности педагога — он в значительной степени приближается к профессиональной деятельности исследователя, программиста, организатора, консультанта [4, с. 18].

А. Гвоздев отмечает, что первоначальный период усвоения ребенком морфологических элементов характеризуется определенной свободой использования таким образом, что несколько морфологических элементов с одним значением оказываются не разграниченными при приеме внутрь. Следовательно, они или смешиваются, употребляются примерно одинаково, часто один вместо другого, или один оказывается господствующим и употребляется вместо всех. Наиболее ярко это проявляется при усвоении окончаний существительных, поскольку именно в этом случае налицо значительное количество окончаний с одинаковым значением. Получается, что сначала у ребенка наблюдается период, в течение которого окончания употребляются правильно синтаксически, в соответствии со значением, однако бессистемно морфологически, то есть они еще не объединены в определенную систему парадигм (например, творительный от «мама» может быть и «мамом») [1, с. 267].

Однако, дальнейших исследований требует анализ коррекционных программ с целью выделения в общем смысле коррекционной работы тех направлений, которые непосредственно связаны с формированием навыков словообразования у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Итак, учитывая потребности настоящего, тематика представленной работы касается особенностей своеобразного речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также путей его преодоления в условиях дошкольного учреждения.

Список литературы

  1. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2 ч. Ч. 1 /. А.Н. Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2019. – 267 с.
  2. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. — М.: Академия, 2013. — 256 с
  3. Пугакова В. Ф. Нарушение лексической и грамматической стороны речи у детей с ОНР / В. Ф. Пугакова // Логопед в детском сада. — 2013. — № 7. — С. 8
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с