АРТ-ПАРКИ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

28 июня 9:41

Арт-парки – это своеобразные музеи под открытым небом. Это понятие граничит с парком скульптуры, но оно гораздо шире, и включает в себя не только современную скульптуру, но и инсталляции, арт-объекты, архитектурные конструкции, перфомансы. Природные пейзажи выступают как пространство для воплощения художественных образов и идей.

В последнее время в городские природные ландшафты активно вторгается современное искусство. Инсталляции, современная скульптура и другие арт-объекты вступают в диалог с окружающим пространством. У посетителей появляется возможность исследовать парки с разных точек зрения, находить что-то новое и интересное в местах, предназначенных, по большей части, для прогулок. Выстраивается своеобразный диалог в трех возможных соотношениях «человек-природа», «человек-искусство» и «искусство-природа». Эстетика современного искусства в природных ландшафтах состоит из трех основных аспектов: содержание, форма объекта и окружающая среда.

Садовый и парковый дизайн на протяжении веков был важной частью восточного искусства и культуры. В создаваемых парках, являющихся, прежде всего, местом отдыха, умиротворения и спокойствия, сохраняется присущая им эстетика. Современная скульптура и другие арт-объекты вдыхают новую жизнь в древние традиции. Тем не менее, на Дальнем Востоке вековые традиции и особое отношение к природе живут и в современных парках.

Существующие в Японии и Китае современные арт-парки можно географически разделить на следующие группы:

  1. парки, которые находятся в пригородах крупных центров;
  2. парки, изолированные от городов, которые занимают участки в отдаленных местностях;
  3. парки, расположенные в пределах городских пространств;

Япония — родина многих известных современных художников, которые оставили важный след в мировом искусстве благодаря своим эксцентричным шедеврам. Их работы имеют большое культурное разнообразие и отражают актуальные проблемы современного общества.

  • Музей под открытым небом Хаконэ, Япония.

Это первый парк скульптур в Японии. Основанный в 1969 году, музей под открытым небом Хаконэ, также известный как Чококу-но-Мори, задумывался как диалог между природой и искусством. Именно благодаря ему наружная скульптура приобрела большую популярность, достигнув своего апогея к 1980-м годам. Основная идея — подчеркнуть, как скульптура может быть естественным образом размещена в окружающей среде, внести новую энергию в искусство и культуру Японии[1]. Художники экспериментировали с технологиями и материалами – они использовали гибкие дуги, добавляли свет к некоторым скульптурам, а также прибегали к использованию видео технологий.

Сейчас в нем насчитывается более 120 грандиозных произведений искусства, разбросанных по 70 000 м2 ухоженных газонов и садов, борющихся с туманным видом на покрытые лесом склоны холмов. Разветвленные пешеходные дорожки усиливают ощущение открытости пространства. Здесь нет заданных маршрутов, сохраняется свободная пейзажная планировка, свойственная садово-парковому искусству Дальнего Востока[2]. Посетитель не ограничен во времени, а потому каждый может в собственном темпе насладиться произведениями искусства на открытом воздухе.

Сочетание естественной красоты и привнесенных материальных объектов гармонирует с окружающим пространством — голубым небом и зелеными горами Хаконе. Само расположение всех скульптур является неслучайным, каждая фигура должна соответствовать естественному окружению. Здесь можно найти произведения не только местных, малоизвестных европейскому миру художников, но и популярных скульпторов Западного мира. Подобное смешение работ разных культур лишь усиливает общее впечатление.

Целью данной работы не является описание и анализ памятников, расположенных в тех или иных парках, но мы остановимся на ключевых объектах для иллюстрации их взаимодействия с ландшафтом.

Здесь представлен обширный ряд работ популярного в Японии английского скульптора Генри Мура, который считал, что скульптура лучше всего воспринимается на открытом воздухе[3]. Философское отношение к природе послужило основой его творческого процесса. Темы, заложенные в его скульптурах («Мать и дитя: блочное место», 1983-84, «Семейная группа», 1948-49 и др.), перекликаются с японскими традициями, а абстрактные формы напоминают камни, являющиеся главным акцентов дзен-садов.

Яркая скульптурная работа Марты Пан расположена в пруду. Ее объекты, как правило, разрабатывались с учетом специфики площадки и дополняли окружающую их среду. Это произведение не стало исключением. Оно гармонично сочетается с цветами рыб, плавающих в воде, а осенью также перекликается с листвой деревьев схожего цвета.

«La pleureuse» — одна из незабываемых скульптур в музее под открытым небом Хаконе. Она представляет собой лицо женщины, лежащее в воде, ярко-зеленые листья прорастают из ее волос. На лице хорошо видны следы слез, стекающие в фонтан. Холодный мрамор выступает в контрасте с живой зеленой листвой.

Sfera con Sfera, или сфера внутри сферы – это одна из вариаций всемирно известной бронзовой скульптуры итальянского скульптора Арнальдо Помодоро. Есть две сферы, одна находится наверху, где пересекаются четыре дороги, а другая лежит на земле. С ней перекликается расположенный рядом стеклянный шар Букити Иноуэ, в зеркальной поверхности которого также отражается весь окружающий мир.

Симфоническая структура, спроектированная Габриэлем Луарой, является одной из наиболее примечательных парковых конструкций. Эта цилиндрическая башня достигает 18 метров в высоту и полностью изготовлена ​​из стали и стекла, внутри в середине находится двухсторонняя винтовая лестница. Структура увенчана палубой, которая выступает в роли смотровой площадки – с нее открывается панорамный вид на музей и горы.

Также здесь есть художественно-оформленные детские площадки, которые вводят детей в современное искусство: они могут бегать и играть в интерактивных выставках, которые можно потрогать и взобраться на них. Например, деревянная структура «Лес лесов» Тошико Хориучи. Она спроектирована и изготовлена без использования болтов и гаек и абсолютно безопасна. Внутри этого «леса» находится большая разноцветная сеть веревок для занятий спортом в джунглях, где дети могут играть или отдыхать.

Итак, в этой невероятно безмятежной и удивительной обстановке, произведения искусства обретают новую жизнь. Это уникальная форма художественной выставки, которая находится в самом сердце японской природы. Представленные здесь произведения позволяют посетителю составить представление о различных тенденциях в сфере современного искусства и больше узнать о международных художественных движениях.

Хаконе — это не единственный, но самый показательный, пример современного парка искусств в Японии. Существуют и другие парки, в которых есть произведения современного искусства. Каждый из них уникален и имеет свою специфику, но, так или иначе, вписывается в многогранную японскую культуру. При размещении различных арт-объектов, скульптурных произведений учитываются национальные, географические и исторические особенности страны.

  • Остров искусств Наосима, Япония.

Острова Наосима и Тесима – это место сосредоточения современного искусства в Японии. Это один из самых инновационных проектов (начал осуществляться в 1985 году) общественного искусства в регионе. На островах можно найти множество скульптур мастеров разных стран. Художники создавали свои произведения в сочетании с окружающим ландшафтом. Обилие искусства, которое усеивает береговую линию и улицы этих городов, превращает это место в живой арт-проект. Главное в размещении скульптуры и архитектуры — гармония с окружающей средой.

Среди архитектурных объектов особенно выделяется подземный музей, разработанный известным архитектором Тадао Андо «как место переосмысления отношений между природой и людьми»[4]. Используя различные материалы (бетон, железо, стекло и дерево) и обращаясь к геометрическим формам, автор создал уникальное строение, которое гармонично вписывается в окружающий ландшафт, не нарушая при этом природного пейзажа. Как отмечает сам архитектор, «архитектура приобретает силу и становится сияющей только тогда, когда эти элементы соединяются вместе»[5]. Сверху в пространство проникает много света, что подчеркивает выгодность расположения экспонируемых внутри объектов. Внешний вид представленных работ меняется в зависимости от времени суток.

Tomunafuri – это место, в котором, согласно кельтской традиции, обитает душа до следующего своего воплощения. В качестве памятника, символизирующего состояние души между жизнью и смертью, художник Марико Мори создал светящийся куб (2010) в центре озера среди бамбуковой рощи. Эта инсталляция, которая обрабатывается с помощью компьютерной графики, позволяет глубже прочувствовать связь с ландшафтом и, как следствие, с природой.

Особое настроение создает инсталляция французского художника Кристиана Болтански «Шепчущий лес», состоящая из 400 колокольчиков, которые на ветру создают привлекательные лесные мелодии. Каждый посетитель может приобрести такой колокольчик, нанеся на него важное имя (живого или покойного) – таким образом, это произведение, которое будет создаваться на протяжении длительного времени. Это работа, которая связана с человеческой душой в первую очередь, также она о поиске, об ощущениях, об истине. Как утверждает автор, важно проникнуться созданной атмосферой, прочувствовать ее, поднимаясь по тропинке к горе[6].

На острове Наосима расположены ставшие знаковыми в творчестве известной японской художницы Яёи Кусамы «Тыквы» (одна, красная в порту, а другая, желтая, на противоположенной стороне, на пирсе). Вторая тыква стала символом острова, на фоне моря и окружающих островов, несмотря на свою яркость, она не вступает в диссонанс с окружающим пейзажем.

Итак, художникам, скульпторам и архитекторам удалось создать то редкое место, где сливаются искусство, природа и архитектура. Парк соответствует заложенной в нем концепции, которая подразумевает возвращение к природе и обращение к искусству. Масштабные произведения искусства смешиваются с живописными пейзажами. Созерцание искусства в подобном парке является спокойной передышкой от оживленной столичной жизни.

Китай – страна с богатым культурным наследием, которая не только сохраняет национальные традиции, но и развивает их. В некоторых современных парках здесь наблюдается синтез современного искусства и окружающего ландшафта.

  • Гонконгский международный парк скульптур Harbor Arts, Китай

В 2018 году в Гонконге открылся первый международный парк скульптур, в котором были представлены работы девятнадцати художников, как местных, так и международных.  Среди наиболее известных можно назвать Яёи Кусама, Майкла Крэйга Мартина, Чжан Ван, Чжэн Гогу, Тони Уэслера, Хэнка Уиллиса Томаса, Дженни Хольцер и других. Арт-объекты были размещены вдоль набережной от Центра до Ван Чай. Это пример создания арт-парка в городской среде. К сожалению, этот парк был открыт не на постоянной основе и действовал в течение ограниченного периода. Тем не менее, это один из лучших примеров внедрения современного искусства в городскую среду. Как сказал Тим Марлоу, один из кураторов этой выставки-парка: «Если людям это не нравится, это всего лишь несколько недель, а если им это нравится, то это обогащает общественный вкус»[7].

Окружающий архитектурный пейзаж обыгрывается в работе Рашид Араин, «Гонконгский блюз» (2018). Эта синяя минималистическая конструкция повторяет очертания Башни Банка Китая И.М. Пея, видимой за ней. 45-градусный наклонный камень Чжан Ванга (2014) играет с сознанием посетителей: кажется, что такая огромная каменная глыба рухнет из-за своей тяжести. Также это перекликается с традицией китайских садов, для которых характерно размещение декоративных камней.

Некоторые работы обыгрывают темы урбанизации и постоянной трансформации в Гонконге. Например, «Капсула времени одного дня» (2018) Моргана Вонга, представляющая собой мраморную надгробную плиту, рассматривает активное городское развитие как серию свежих могил. Под доской закопана одна из игл времени, которая является частью перформанса художника. В нее собрана стружка, счищенная за один день с металлического стержня, который Вонг носит с собой[8]. Также здесь есть «Медведоподобная конструкция» корейского художника Кимхонгсока (2012), в которой представлены размышления автора на тему загрязнения городов: плюшевый на первый взгляд мишка составлен из литых бронзовых мешков для мусора. Скульптура «Воспоминания из Башни Света» Вонга Чи-Юнга (2017) выступает в качестве маяка, который должен вернуть людям приятные воспоминания. Эта конструкция, с ярким и теплым освещением преимущественно из синих и оранжевых цветов, символизирует море и берег.

Трейси Эмин в своей работе «Момент без тебя» (2017) рассуждает о человеческой свободе: на этот раз на высоких штандартах вместо римских флагов и баннеров она размещает маленьких бронзовых птиц. Тони Уэслер в видеопроекции «Поток» (2017), сопровождаемой компьютерной речью, поднимает вопрос об искусственном интеллекте, который в будущем может заменить человека.

Значение этого парка огромно. Во-первых, представленные работы внесли вклад в разработку общественной художественной программы города, сделав искусство доступным для широкой аудитории. Во-вторых, гармоничная связь с природой на фоне современной архитектуры создала диалог между городом, парком, людьми и искусством. В-третьих, произведения художников, представленных в подобном «музее без стен», познакомили жителей и гостей Гонконга с достоянием современного искусства.

Также отдельного внимания заслуживают авторские парки, в которых, как правило, находятся произведения лишь одного художника/скульптора. Одним из крупнейших авторских парков является скульптурный парк Пан Хе, который был открыт в 2008 году в Гуанчжоу. Пан Хе – это скульптор с мировым именем, которого за тщательную проработку фактуры тела называют «китайским Микеланджело».  Его работы известны не только в Китае, они были представлены во многих зарубежных музеях. Скульптуры отражают социальную и политическую жизнь китайского общества, они полны иронии и иногда затрагивают важные темы из истории Китая.  

Его скульптуры – это символ Гуанчжоу и главная достопримечательность города. В парке представлено более ста произведений на тему «история на протяжении столетия», того, что люди видели, слышали и переживали[9]. Работы в парке выставлены в хронологическом порядке друг за другом.  Сначала перед нами предстают Опиумные войны, войны против японской агрессии, а затем идут освободительные войны и культурная революция. В пример можно привести такие произведения, как «Трудные времена», «Статуя освобождения Гуанчжоу» и «Скот, открывающий пустоши». Одной из наиболее примечательных работ является скульптура «Самосовершенствование», которая изображает решительную богиню, высвобождающуюся из камня. Во многих скульптурах Пан Хе показывает образы настойчивых, неприступных революционеров, создавших партию для народа.  Его работы — о выживании, независимости, об освобождении, о поиске процветания и гармонии.

Современное парковое искусство Китая, также, как и в других странах, направлено на сближение с публикой. Проведение в парках художественных выставок, организация определенных тематических парков и приспособление существующих зеленых зон под площадки, на которых может размещаться современное искусство, способствуют культурному развитию общества. Китай старается не отставать от мировых тенденций, сохраняя при этом свойственные ему традиционные черты[10].

Таким образом, в подобных парках происходит взаимодействие и смешение искусства с природой. Где-то оно весьма органично сливается с ландшафтом, а где-то, наоборот, контрастирует с ним. Арт-парки постоянно развиваются и меняют взгляд людей на современное искусство. Посещение таких мест — один из способов понять общество, культуру и сообщество, частью которого мы являемся. Понимание искусства разных современных художников, понимание их работ и тем, вложенных в них, — это шанс получить более свежие и глубокие взгляды на мир. В совокупности с окружающий природой это производит более глубокий эффект. Несмотря на то, что при формировании скульптурных парков зачастую происходит обращение к западным образцам, музеи стараются сохранять связь с традициями Японии, Китая в их отношении к окружающей сельской местности.

Арт-парки стали одной из наиболее современных художественных практик в ландшафтном искусстве. Такие крупные города, как Гонконг, Токио, Шанхай с быстро развивающимся художественным рынком успешно выводят современное искусство на новый уровень, создавая гармоничное равновесие между природой и искусством. Подобный опыт способствует изменению восприятия современных произведений искусства публикой.

Литература

  1. Люй Ц. Художественное. своеобразие современной парковой скульптуры Китая // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 49. Новосибирск, 2015. С. 49-53.
  2. Сафин Р.Р., Белякова Е.А., Валеев И.А. Садово-парковое искусство: учебное пособие. Казань, 2009.
  3. Cantz H. The Chichu Art Museum. Ostfildren, 2004.
  4. Chichu Art Museum. [Электронный текст] URL: http://benesse-artsite.jp/en/art/chichu.html (дата обращения 20.03.2019).
  5. Chira Susan. A Japanese shrine to Henry Moore // The New York Times. Oct. 2, 1986. [Электронный текст] URL: https://www.nytimes.com/1986/10/02/arts/a-japanese-shrine-to-henry-moore.html (дата обращения 20.03.2019).
  6. Dawson Aimee. Love it or loathe it, you can’t ignore it: Hong Kong’s first sculpture park // The Art Newspaper. March [Электронный текст] URL: https://www.theartnewspaper.com/gallery/love-it-or-loathe-it-you-can-t-ignore-it (дата обращения 20.03.2019).
  7. Hakone Open Air Museum. [Электронный ресурс] URL: http://www.hakone-oam.or.jp/about/ (дата обращения: 25.01.2019).
  8. Morgan Wong. [Электронный ресурс] URL: http://morgan.wongwingfat.com/time-needle-a-time-capsule-of-some-day-2018/ (дата обращения: 20.03.2019).
  9. Pan He. [Электронный ресурс] URL: https://panhe.artron.net/ (дата обращения: 23.03.2019).
  10. クリスチャン・ボルタンスキーによるアーティストトークを開催しました。(Мы провели художественную беседу с Кристианом Болтански). [Электронный текст] URL: http://benesse-artsite.jp/story/20160729-625.html (дата обращения 20.03.2019).

 

Translit

  1. Ljuj C. Hudozhestvennoe. svoeobrazie sovremennoj parkovoj skul’ptury Kitaja // V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedenija i kul’turologii. № 49. Novosibirsk, 2015. S. 49-53.
  2. Safin R.R., Beljakova E.A., Valeev I.A. Sadovo-parkovoe iskusstvo: uchebnoe posobie. Kazan’, 2009.
  3. Cantz H. The Chichu Art Museum. Ostfildren, 2004.
  4. Chichu Art Museum. URL: http://benesse-artsite.jp/en/art/chichu.html (data obrashhenija 20.03.2019).
  5. Chira Susan. A Japanese shrine to Henry Moore // The New York Times. Oct. 2, 1986. URL: https://www.nytimes.com/1986/10/02/arts/a-japanese-shrine-to-henry-moore.html (data obrashhenija 20.03.2019).
  6. Dawson Aimee. Love it or loathe it, you can’t ignore it: Hong Kong’s first sculpture park // The Art Newspaper. March 2018. URL: https://www.theartnewspaper.com/gallery/love-it-or-loathe-it-you-can-t-ignore-it (data obrashhenija 20.03.2019).
  7. Hakone Open Air Museum. URL: http://www.hakone-oam.or.jp/about/ (data obrashhenija 25.01.2019).
  8. Morgan Wong. URL: http://morgan.wongwingfat.com/time-needle-a-time-capsule-of-some-day-2018/ (data obrashhenija 20.03.2019).
  9. Pan He. URL: https://panhe.artron.net/ (data obrashhenija 23.03.2019).
  10. クリスチャン・ボルタンスキーによるアーティストトークを開催しました。(We had an artistic conversation with Christian Boltanski). URL: http://benesse-artsite.jp/story/20160729-625.html (data obrashhenija 03.2019).

 

[1] Hakone Open Air Museum. [Электронный ресурс] URL: http://www.hakone-oam.or.jp/about/ (дата обращения: 25.01.2019)

[2] Сафин Р.Р., Белякова Е.А., Валеев И.А. Садово-парковое искусство: учебное пособие. Казань, 2009. С. 18.

[3] Chira Susan. A Japanese shrine to Henry Moore // The New York Times. Oct. 2, 1986. [Электронный текст] URL: https://www.nytimes.com/1986/10/02/arts/a-japanese-shrine-to-henry-moore.html (дата обращения 20.03.2019).

[4] Chichu Art Museum. [Электронный текст] URL: http://benesse-artsite.jp/en/art/chichu.html (дата обращения 20.03.2019)

[5] Cantz H. The Chichu Art Museum. Ostfildren. 2004. P. 88.

[6] クリスチャン・ボルタンスキーによるアーティストトークを開催しました。(Мы провели художественную беседу с Кристианом  Болтански). [Электронный текст] URL: http://benesse-artsite.jp/story/20160729-625.html (дата обращения 20.03.2019)

[7] Dawson Aimee. Love it or loathe it, you can’t ignore it: Hong Kong’s first sculpture park // The Art Newspaper. March 2018. [Электронный текст] URL:  https://www.theartnewspaper.com/gallery/love-it-or-loathe-it-you-can-t-ignore-it (дата обращения 20.03.2019)

[8] Morgan Wong. [Электронный ресурс] URL: http://morgan.wongwingfat.com/time-needle-a-time-capsule-of-some-day-2018/ (дата обращения: 20.03.2019)

[9] Pan He. [Электронный ресурс] URL: https://panhe.artron.net/ (дата обращения: 23.03.2019)

[10] Люй Ц. Художественное своеобразие современной парковой скульптуры Китая // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. № 49. Новосибирск, 2015. С. 51.