СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

22 февраля 11:49

На сегодняшний день малый бизнес продолжает занимать приоритетную роль в развитии экономик многих государств. Вопросы малого и среднего предпринимательство (МСП) в современной экономике России являются особо важными и развитие данного сегмента позволяет решить большинство социальных проблем. Не зря в своем послании Федеральному Собранию Президент РФ сказал: «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает инициативы бизнеса», тем самым отметив, какое значение играет бизнес в РФ. [1]

Очевидно, чтобы получить результат в развитии МСП в краткосрочной перспективе требуется государственная, в том числе имущественная, поддержка. Ключевые векторы государственной политики РФ в области имущественной поддержки субъектов  МСП нашли отражение в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) и Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 150-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». [2]

Но принятие вышеуказанных федеральных законов не повлияли на темпы развития МСП в РФ, которые остаются недостаточно высокими. Подобные темпы роста определены, в первую очередь, недостаточно эффективной нормативно-правовой базой, которая определяет политику государственной имущественной поддержки МСП. [3]

Хотелось бы отметить, что, к сожалению,  в настоящее время нет правовых норм, которые регламентируют  правовой статус государственных  и муниципальных органов власти при реализации субъектами МСП своих прав на имущественную поддержку, не созданы эффективные способы защиты прав субъектов МСП, которые используют названную поддержку, что, дает предпосылки формирования базиса для совершение преступлений коррупционной направленности со стороны органов власти. [4]

В условиях экономического кризиса, который вызван политическими и экономическими событиями в мире, Россия начала создавать собственный конкурентоспособный внутренний рынок. Это стало возможным благодаря систематической поддержки государством МСП, так как такое взаимодействие решает вопросы диверсификации экономики, импортозамещения и в целом развития инновационного потенциала государства [5].  Однако необходимо подчеркнуть, что меры, которые приняты государством, по развитию МСП не решают названные выше вопросы в краткосрочной перспективе. Для получения темпов развития МСП уровня развитых государств требуется не один десяток лет.

В качестве объекта исследования имущественной поддержки МСП был выбран  г. Ростов-на-Дону, чтобы имущественная поддержка города стала более эффективной, представляется целесообразным выполнить ряд мероприятий, которые смогут улучшить имущественное положение МСП при условии их выполнения.

Общеизвестно, имущественная поддержка проводится в виде передачи во владение и (или) в пользование, которое находится в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону и включенного в соответствующий перечень муниципального имущества.

Как известно, Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 № 147-р утверждена целевая модель упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ «Поддержка малого и среднего предпринимательства». Одним из направлений целевой модели является «Оказание имущественной поддержки субъектам МСП».

В вышеизложенном Распоряжении Правительства выделяются следующие показатели, характеризующие степень достижения результата:

  • Наличие в субъекте РФ нормативного правового акта, определяющего порядок формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества, разработанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.08.2010 №645 (да/нет);
  • Увеличение количества объектов имущества в перечнях государственного и муниципального имущества – не менее 10% ежегодно;
  • Утверждение в субъекте РФ перечня государственного имущества (да/нет);
  • Наличие в субъекте РФ перечней муниципального имущества:

­ – в муниципальных районах и городских округах – 100%;

 – в городских поселениях – 25%.

Анализируя выполнение показателей, можно отметить, что в городе Ростов-на-Дону на основании Постановления Правительства Ростовской области от 10 января 2013 года № 6 «О перечне государственного имущества ростовской области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» всего предложено 40 объектов недвижимого имущества.         Однако данное постановление морально устарело и не содержит в себе актуальной информации по состоянию на 2020 год, так как последняя редакция вступила в силу 2 февраля 2016 года.

 В своей работе Администрация города использует Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Для более результативной имущественной поддержки МСП города Ростова-на-Дону хотелось бы предложить Администрации города Ростова-на-Дону на основании ФЗ № 209 расширить собственный отдельный нормативный правовой акт, определяющий порядок формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества, где будет подробно, честно и ясно изложены все моменты о порядке формирования, ведения и опубликования перечня государственного имущества.

Перечень государственного имущества существует, однако, происходит несовпадение данных об имеющихся зданиях в аренду на сайтах Администрации города и Министерства экономического развития Ростовской области. Данные неточности приводят также к неразвитости имущественной поддержки малого бизнеса.

Для согласования совместной работы Администрации города Ростова-на-Дону и Министерства экономического развития Ростовской области необходимо создание отдела или должности, который бы следил за обновлением и совпадением информации на данных сайтах и был ответственным за предоставление неверной и несвоевременной информации.

Показатель, характеризующий степень достижения результата по направлению целевой модели «Оказание имущественной поддержки субъектам МСП» является наличие в субъекте РФ полных перечней муниципального имущества. Данный показатель находится под вопросом, так как перечень муниципального имущества имеется, однако по состоянию на 02.02.2016 г. состоит всего из сорока объектов и все являются недвижимыми и не содержит информации о виде государственной регистрации права, о возможном имеющимся ограничении права на объект и т.д.

Для увеличения перечня муниципального имущества необходимо постоянно проводить совместную работу с департаментом имущественно-земельных отношений города для увеличения данного перечня. Для этого необходимо периодически проводить инвентаризацию и опись муниципального имущества, следить за состоянием этого имущества и как результат – добавлять в перечень муниципального имущества новые объекты.

И последний показатель, характеризующий степень достижения результата по направлению целевой модели «Оказание имущественной поддержки субъектам МСП» — увеличение количества объектов имущества в перечнях государственного и муниципального имущества. Данный показатель также не выполняется в городе Ростов-на-Дону. Выполнение данного показателя будет являться результатом работы по выполнению предыдущего показателя, т.е. наличие в субъекте РФ полных перечней муниципального имущества.

 

Список используемой литературы:

  1. РИА Новости [Электронный ресурс] : послание Президента РФ Федеральному Собранию: Сетевое издание новостей. 2019. № 1. URL: https://ria.ru/20190220/1551139091.html (дата обращения: 05.02.2020).
  2. Руденко Л.Г. Методология управления инфраструктурой системы поддержки малого предпринимательства. [Текст]. / Л.Г. Руденко. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. 160 с.
  3. Алпатов А.И. Развитие малого и среднего предпринимательства России в современных условиях // Международный студенческий научный вестник. 2017. №3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17251 (дата обращения 09.02.2020)
  4. Бимбад А.Я. Государственная имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на современном этапе. Автореф. Дисс.. к.ю.н., спец. 12.00.03 -гражданское право. М., 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawtheses.com/gosudarstvennaya-imuschestvennaya-podderzhka-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-sovremennom-etape (дата обращения 10.02.2020)
  5. Варагина А.Е. Исследование роли малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. 2018. С. 119

 

Bibliography:

  1. RIA Novosti [Electronic resource]: message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly: Network news publication. 2019. No. 1. URL: https://ria.ru/20190220/1551139091.html (accessed: 02/05/2020).
  2. Rudenko L.G. Methodology for managing the infrastructure of the small business support system. [Text]. / L.G. Rudenko. Mosk. un-t them. S.Yu. Witte. M .: ed. «MU them. S.Yu. Witte, 2016.160 s.
  3. Alpatov A.I. The development of small and medium-sized enterprises of Russia in modern conditions // International Student Scientific Bulletin. 2017. No3 [Electronic resource]. -Access mode: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17251 (accessed 02.02.2020)
  4. Bimbad A.Ya. State property support for small and medium-sized enterprises at the present stage. Abstract. Diss .. Ph.D., special. 12.00.03 — civil law. M., 2011 [Electronic resource]. — Access mode: http://lawtheses.com/gosudarstvennaya-imuschestvennaya-podderzhka-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-sovremennom-etape (accessed 02.02.2020)
  5. Varagina A.E. The study of the role of small and medium-sized businesses in Russia // Young scientist. 2018.S. 119