В ходе школьного обучения подростки активно усваивают духовно-нравственные ценности, которые являются основой для становления человека в обществе, выступают в качестве необходимого условия полноценного его функционирования в социальной среде. В современном обществе, на ряду с духовно-нравственными ценностями, большое место занимают творческие способности личности, которые обеспечивают нестандартный подход к решению различных задач, помогают быть более гибким и находчивым. В связи с этим, сегодня одной из задач школьного образования является воспитание творческой личности, отвечающей требованиям современного общества. Уроки информатики обладают широким потенциалом для развития творческих способностей школьников, так как включают в себя ряд условий, необходимых для формирования творческих способностей учащихся.
В качестве главных условий формирования творческих способностей школьников на уроках информатики и ИКТ выступают следующие:
— развитие научного мировоззрения учащихся;
— определение значения современных информационно-коммуникативных технологий в развитии общества;
— формирование мышления учащихся, нацеленного на поиск и выбор оптимальных решений с учётом анализа конкретной ситуации;
-подготовка школьников к будущей профессии.
Анализ научно-методической литературы показал, что в системе обучения школьников есть большое число учебных задач, которые призваны развивать творческие способности учащихся. Они тесно связаны со степенью сложности решаемой задачи, так как чем сложнее задача, тем больше вариантов для её решения необходимо увидеть и подобрать учащимся. Поэтому одной из важнейших функций учителя информатики и ИКТ является стимулирование творческого поиска учеников через применение наводящих, уточняющих вопросов, указание источников, где можно найти дополнительную информацию по исследуемом вопросу. С целью предотвращения затруднений учащихся, возникающих в ходе решения таких задач важно рассмотреть методы, предназначенные для развития творческой фантазии или воображения [1, c. 21].
Данные методы включают задания на ассоциативное и дивергентное мышление с текстовым, звуковым или изобразительным материалом. Для стимуляции творческой деятельности используются следующие методы:
- метод аналогии, который заключается в сравнении сложного явления с простым;
- метод «мозгового штурма», при котором все члены группы или класса предлагают как можно больше вариантов решения предложенной задачи, затем выбираются наиболее подходящие;
- метод комбинационного анализа, основу которого составляет матрица сочетаний двух рядов факторов (признаков объектов или самих объектов).
Не менее важным условием развития творческих способностей учащихся на уроках информатики и ИКТ является развитие познавательного интереса у учащихся. В связи с этим, учитель на уроках информатики и ИКТ должен принимать во внимание следующие причины интереса учащихся:
- чувства ответственности, познания, любопытства;
- стремление получить новые знания, положительные оценки, какие-либо достижения в изучении предмета.
Кроме того, среди основных направлений интереса школьников можно перечислить такие, как интерес к изучаемому предмету, интерес к процессу обучения, интерес к цели или результату обучения.
Также стоит отметить, что аксиологический потенциал уроков информатики и ИКТ в формировании творческих способностей учащихся состоит в том, что почти все информационные технологии оказывают значительное влияние на формирование практически всех метапредметных учебных навыков работы с информацией и представления её [2, c. 32].
В основе принципа корректного соотнесения технологической и аксиологической компонент урока информатики лежит идея равноправия и последовательной реализации целей изучения учебного предмета «Информатика», сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и учебных программах.
Известно, что специфика изучения предмета информатика заключается в представлении школьникам широких возможностей для поиска, анализа и обработки значительного числа информации, что, в свою очередь, требует от учителя умения использовать интерактивные методы и формы обучения, в частности, такие, как: интерактивные игры и беседы, проблемные ситуации, дискуссии, дидактические игры и т.д. Применение интерактивных методов способствует развитию у младших подростков способностей к самоанализу, сопоставлять результаты своей деятельности с поставленными целями, что, в конечном счёте, развивает у подростков умение адекватно оценивать свои поступки, основываясь на общепринятых в обществе моральных нормах. Рефлексия выступает в качестве основы для развития у младших подростков стремления к самосовершенствованию, помогает развивать нравственные качества и творческие способности.
Также нельзя не отметить, что в настоящее время большое влияние на развитие учащихся оказывает глобальная система коммуникации Интернет, где, кроме полезной и позитивной информации, содержится много рисков и угроз для психической и физической безопасности школьников, поэтому важное значение приобретает развитие критического мышления детей, которое позволяло бы им качественно и ответственно подходить к поиску информации, уметь оказывать сопротивление манипуляциям с сознанием и поведением учащихся, навязыванию ценностей и взглядов. Педагогическое влияние на «картину мира» младшего подростка осуществляется на основе применения методики позитивного критического диалога [6, c. 78].
Кроме этого, в ходе изучения предмета информатика и ИКТ у учащихся происходит развитие потребностей к познанию, самостоятельности, формируются предпосылки для развития духовных и нравственных качеств личности, общая информационная культура школьника. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что развивая способности учащихся к информационным технологиям, мы развиваемая у него интерес, умение сравнивать, анализировать, рассуждать, т.е. логически мыслить, находить необычные способы решения ситуаций, отличающиеся от общепризнанных.
Также, в процессе обучения информатике также происходит развитие потребности учащихся к познанию, самостоятельности, развиваются духовные способности и формируется общая информационная культура младшего школьника. Отсюда следует, что, развивая склонности ребёнка к информационным технологиям, мы развиваем его интерес к ним, умение анализировать, сравнивать, рассуждать, т.е. логически мыслить, находить необычные способы решения ситуаций, отличающиеся от общепризнанных. Таким образом, уроки информатики способствуют формированию творческих способностей младших школьников, их интеллектуальному развитию.
Список литературы:
- Анкудинова Е.В. Процесс духовно-нравственного воспитания: мировой опыт // Амурский научный вестник. 2015. №4. С. 21.
- Тихонов В.А., Ворона В.А., Митрякова Л.В. Теоретические основы научных исследований: учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия -Телеком, 2016. – С. 32.
- Шаймарданова О.А., Гаврилова Е.М. Организация системно-деятельностного подхода средствами технологии веб-квеста на уроках английского языка // Молодой ученый. 2016. №16. С. 387-389.
- Асламов А.С. Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО // Вопросы педагогики. 2016. № 10. С. 5-7.
- Егорова Е.В. Проблема ценностных ориентаций в педагогической аксиологии // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сб. материалов 11 -й межд. научно-практической конференции, 24 июля 2016 г. Махачкала: Апробация, 2016. С. 4-6.
- Ходанович А.И., Сорокина И.В., Соколов Д.А., Есаулова Е.Е. Технологии мониторинга успешности студентов в интерактивной образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-8. — С. 78.