РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

5 ноября 12:27

В связи с тем, что государственному и муниципальному управлению приходится работать с огромными массивами информации, были приняты и разработаны некоторые федеральные и региональные концепции и программы по информатизации государственного, регионального и местного управления.

Все данные принципы отражены в бывших и существующих федеральных программах, история которых началась еще в 1992 году, когда только начались закладываться основы информатизации. Второй этап с 1994 по 1998 годы отличался тем, что произошел переход от информатизации в пользу выработки реальной информационной политики на всех уровнях власти. Третий этап продолжается и сейчас, характеризуясь в первую очередь обширными программами в области информационных технологий и их практических применением для повышения эффективности управления и качества жизни.

В Российской Федерации активно идет процесс внедрения информационных технологий в сферу государственного и муниципального управления. Это происходит при помощи таких федеральных программ, как: «Электронная Россия», «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», государственная программа «Информационное общество» и др. В свое время, Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 гг., ставила своей целью встать на путь совершенствования государственного управления. Ее основные задачи и цели продолжают в модернизованном виде достигаться и сейчас [2, 3, 8].  

В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» задачами были определены: обеспечение доступа населения к новым информационным технологиям, изменения законодательства в информационной сфере с целью обеспечить права в информационной сфере. В целом данная программа была направлена на информатизацию всех сфер общества, как один из главных показателей эффективного и современного государства.

В свое время, Концепция региональной информатизации в 2014-2018 гг. была нацелена на формирование основных целей и задач по использованию информационных технологий в регионах Российской Федерации, была  направлена на выравнивание информационного общества, также эта программа предполагала создание эффективной системы управления в органах власти с использованием современных информационных технологий.

Государственная программа России «Информационное общество» на 2011-2020 гг. также направлена на информатизацию различных сфер общества и больший упор делается на удовлетворение потребностей населения в информационных технологиях. В государственных органах эта программа реализуется с целью обеспечить полномочия государственных органов в электронной форме и улучшить качество и эффективность государственного и муниципального управления. В качестве ключевых показателей определено создание современной телекоммуникационной и информационной инфраструктуры.

Основополагающим законом в сфере информации и информационных технологий в работе органов власти является Федеральный закон 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Этот закон не только закрепил требования к информации, используемой и предоставляемой органами государственной и муниципальной власти, ответственность и порядок деятельности, но и учел накопленные в практике достижения и опыт решения конкретных проблем.

Таким образом, следует, что на федеральном уровне достаточно развита система законодательства (в том числе государственные программы) и есть программы регионального уровня. А на муниципальном уроне когда-то существовали лишь малораспространенные программы, например, программа «Электронный муниципалитет» использовалась лишь в таких крупных городах как Уфа и Нижний Новгород. Также существует такая программа для привлечения общественности к процессу голосования как «Активный гражданин» и используется она в Москве и Санкт Петербурге, то есть не в муниципальных образованиях, а в субъектах РФ  [4, 6].  

          Муниципальная информационная система выступает как совокупность технических, информационных и программных средств для различных видов обработки информации в процессе деятельности муниципальных органов власти, предприятий, населения. Она поддерживает и оказывает помощь в работе органов местного самоуправления. По сути своей,  муниципальная информационная система является объединением всех существующих способов обработки и анализа информации [7, 9, 11].    

Согласно этим технологиям выделяют следующие виды использования ИТ-технологий в деятельности органов местного самоуправления:

     1.Безбумажная (компьютерная) обработка, а также хранение информации.

  1. Информационное взаимодействие субъектов муниципального управления.
  2. Информационно-аналитическая поддержка управленческих решений.

Это означает, что лица принимающие решения могут ориентироваться на различные программы по сбору и обработке информации социальных, экономических и политических процессах [1, 5, 10].  Например, результаты опросов граждан.

Ведущей целью информатизации ставится создание условий для эффективных управленческих решений в рамках муниципалитета, который рассматривается как целостной социально-экономической системой.

Итак, информационная система муниципального образования представляет собой комплекс сложных программных систем. Сейчас созданы и развиты все необходимые муниципальному управлению информационно-технические условия для улучшения деятельности органов местного самоуправления. Так, на большей части территории функционируют элементы электронного правительства – созданы реестры государственных и муниципальных услуг, функционирует большая часть многофункциональных центров предоставления услуг, налажено электронное межведомственное взаимодействие.

Также созданы и действуют сайты органов власти, где размещается информация, касающаяся местного самоуправления.  Но, несмотря на перечисленные достижения, в муниципальных органах управления существует ряд некоторых проблем, из-за которых снижается эффективность использования информационных технологий в муниципалитетах:

— слабые темпы внедрения электронного документооборота в организацию работы муниципальных администраций и её подразделений;

— существует неравенство в материально-техническом обеспечении, нет достаточной квалификации кадров в этом вопросе (то есть некоторые специалисты изначально не умели пользоваться предоставленными ресурсами и уходило немалое количество времени на их подготовку), недостаточная информированность пользователей, разрозненность информации;

— либо полное отсутствие, либо недостаточная развитость нормативной, методической, правовой и организационной базы, а также стандартов и регламентов предоставления услуг;

— отсутствие структурных подразделении, обеспечивающих использование ИТ-технологий;

— недостаточный охват услугами Интернета и связи, технического оснащения;

— не учтены особенности сельских территорий;

— нет согласованности и эффективного взаимодействия между разными уровнями власти, между государственной и муниципальной, а значит новые системы между собой интегрироваться не могут;

— отсутствие новых подходов к обеспечению информационной безопасности в связи с интенсивным внедрением и развитием информационно-коммуникационных технологий;

— конечно же, одна из ключевых проблем – недостаток финансирования, так как приоритет отдается более важным и насущным проблемам, например, ЖКХ, строительство дорог и прочее.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что общий уровень использования информационных технологий остается низким, поэтому в первую очередь нужно заниматься именно такими проблемами. Решения данных проблем следует вырабатывать, не столько отталкиваясь от нужд администрации и управления, сколько делать упор на потребности населения и организаций, которые находятся под управлением органов власти и управления конкретного муниципального образования.

Список литературы

  1. Вахитова А.З., Иванов И.А., Кузяшев А.Н., Рыбкина Е.К. Актуальные вопросы проектирования рабочего места // Научный электронный журнал «Меридиан».  2019. № 15 (33). С. 279-281.  [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579630  (дата обращения: 15.02.2020).
  2. Виды информационных технологий // [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1774325/informatika/vidy_informatsionnyh_tehnologiy (дата обращения: 07.02.2020).
  3. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта — новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. — Издательство БАГСУ при главе РБ. — Уфа.- 2018. — № 4(142)., С.104-108. ISSN: 2072-8697- [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35359957 (дата обращения: 15.02.2020).
  4. Зуденкова С.А. Информатизация органов государственного и муниципального управления // Научный журнал «Дискурс». Экономические науки. 2018. № 1 (15) [Электронный ресурс]. URL: http://uchilegko.info/computer-science/vidy-i-svoystva-informacii (дата обращения: 07.02.2020).
  5. Информационно-аналитическая поддержка процесса разработки и принятия решений. // [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/2530907/page:17/ (дата обращения: 08.02.2020).
  6. Кузяшев А.Н., Саитгареева Р.Ш. Перспективы внедрения механизмов реинжиниринга бизнес-процессов в современных предприятиях // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 96-98. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41508795 (дата обращения: 12.02.2020).
  7. Пайдиев К.Е., Кузяшев А.Н. Профессионализм и возраст // Colloquium-journal. 2019. № 25-4 (49). С. 65-67. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41522759 (дата обращения: 12.02.2020).
  8. Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 783-785. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652  (дата обращения: 14.02.2020).
  9. Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Электронное обучение с применением технологий 1С // Преподавание информационных технологий в российской федерации. Материалы Семнадцатой открытой Всероссийской конференции. С. 422-424. Ответственный редактор А. В. Альминдеров. 2019. Издательство: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Новосибирск). — [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41310794 (дата обращения: 15.02.2020).
  10. Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Современный подход менеджмента к проблемам российских промышленных предприятий // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 21-23. Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41508769 (дата обращения: 14.02.2020).
  11. Систер В.Г. Информационные технологии на службе города // Информационное общество, 2013. №14.