ВЛИЯНИЕ «СТРЕССА» НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

3 октября 7:40

Служба в полиции относится к профессиям повышенного риска, характеризуется выполнением обязанностей в экстремальных условиях. Наибольшей  степенью опасности отличаются ситуации посягательств на жизнь и здоровье сотрудников, задержания вооруженных преступников, применения оружия, т. е. ситуации, связанные с реальной угрозой для жизни и здоровью сотрудника.

Экстремальные условия коренным образом меняют нормальную, привычную деятельность человека. Сталкиваясь с запредельными нагрузками различного характера, сотрудник испытывает напряжение, в результате которого приобретает особое психологическое состояние.

Это состояние  называется стрессом. Понятие «стресс» – это давление, напряжение. Это реакция организма человека на любое неблагоприятное воздействие. [1]

Сам стресс может оказывать на организм как положительное, так и отрицательное влияние. Оптимальное напряжение вызывает прилив сил, активацию деятельности, ясность и четкость мысли, положительные эмоции. В состоянии чрезмерного напряжения возможно ошибки  в восприятии действительности и совершения не вынужденных ошибок. При этом в первую очередь нарушаются сложные действия, тогда как простые навыки могут выполняться быстрее, чем в обычных условиях, автоматически, даже те, что не являются правильными в данной ситуации. Результат необдуманных действий вооруженного сотрудника может привести к трагическим последствиям. В момент стресса изменения происходят не только в психике человека, но и моторике и движения.

Значимая роль в восприятии экстремальных условий принадлежит эмоциям. Прежде всего, специалисты утверждают, что это страх. Страх за свою жизнь, страх за жизнь родных, страх перед смертью, страх перед физической болью и т.д. Страх выполняет и положительную функцию, происходит мобилизация физических ресурсов организма.

Помимо страха, наиболее характерными эмоциями возникающими в экстремальных ситуациях, являются: гнев, горе, печаль, отвращение, в некоторых случаях ненависть.

Стресс и его влияния на выполнения сотрудниками своих служебных обязанностей очень велико. Но не только стресс может ослабить внимание сотрудника на происходящие события, но и слабая боевая подготовка.

  Специалисты по боевой подготовки  неоднократно обращали своё  внимание на слабую подготовленность сотрудников российской полиции к противоборству с вооруженными правонарушителями. Это выражается в их недостаточной боевой и психологической подготовке, нерешительности в применении упреждающих мер, что, в конечном счёте, приводит к значительным потерям среди личного состава. Однако причины такого положения на высоком управленческом уровне долгое время не анализировались, и специальная программа по снижению потерь не разрабатывалась. [2]

В результате отсутствия системного подхода к решению проблемы обеспечения выживания сотрудников правоохранительных органов при попадании в экстремальные ситуации служебной деятельности число погибших и раненых сотрудников органов внутренних дел в России при исполнении служебных обязанностей (без учета потерь в «горячих точках») в течение 90-х годов XX века оставалось высоким:

  • 1991 год – погибло 300, ранено –  566; 
  • 1992 год – погибло 318, ранено –  586;
  • 1997 год – погибло 237, ранено – 480;  
  • 1998 год погибло – 255, ранено –  474; 
  • 1999 год погибло – 327, ранено – 707.

Для сравнения, в США впервые необходимость изучения проблемы выживания сотрудников полиции на государственном уровне стала обсуждаться в начале 70-х годов XX столетия после того, как количество сотрудников полиции, ежегодно погибающих при выполнении служебных обязанностей, стабильно стало превышать 100 человек.

Обобщение положительного опыта деятельности полиции по урегулированию ситуаций, связанных с риском для жизни сотрудников, позволило сформулировать ряд рекомендаций по тактике действий полиции в типичных ситуациях служебной деятельности. Обязательное изучение такого материала было внедрено в систему профессиональной подготовки каждого полицейского США. В результате предпринятых мер количество случаев гибели сотрудников при выполнении служебных обязанностей неуклонно снижается . [3]

 Однако потребовалось еще более 10 лет непрерывных исследований и обоснования необходимости проводимой работы для того, чтобы конкретные результаты этой деятельности были официально внедрены в процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: введено обязательное изучение дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел» в основные образовательные программы образовательных организаций системы МВД России, предусмотрено обязательное изучения в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников вопросов мер личной безопасности при выполнении ими оперативно-служебных задач и тактических приемов несения службы.

Но на текущий момент возникает новая проблема – недостаток научно-методических материалов для обеспечения процесса обучения сотрудников органов внутренних дел умениям и навыкам, повышающим шансы сотрудников на выживание при попадании в опасные ситуации служебной деятельности.

Таким образом, при выполнении своих служебных задач  на сотрудника полиции в одних случаях экстремальные условия несут разрушительные последствия, в других- положительный эффект. Результат действий будет зависеть от личностных качеств сотрудника, способность его действовать в экстремальных условиях. Тем самым можно сказать, что необходимым элементом профессии является осознание сотрудником указанных сложных условий, их объективное восприятие и соответствие личного эмоционального отношения к данным в настоящее время обстоятельствам.

И так, чтобы выполнять в полную меру свои служебные  обязанности, сотрудник полиции, должен понимать, что отношение к стрессогенной ситуации является элементом его профессиональной деятельности, и должен относиться к ней как к ежедневному труду, не взирая на то что, может получить травму либо другие телесные повреждения.

Литература

  1. Литвин Д.В. Формирование у сотрудников полиции специальных навыков необходимых для несения службы в экстремальных ситуациях: учебно- методическое пособие / Д.В. Литвин. – М. 2016.– С. 87.
  2. Геляхова Л.А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности : теория развития и практика общественного развития /Л.А. Геляхова . – 2014.–№2– С.130-132.
  3. Федотов А.Ю., Медведев И.Н. Эмоциональное состояния, негативное влияние на профессиональную деятельность сотрудников ОВД и их преодоление /Федотов А.Ю., Медведев И.Н. –М.,2012.– С.18.