МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

27 октября 5:13

Журналистика всегда являлась отражением текущего состояния жизни общества, и менялась, соответственно, вместе с ним – такую гипотезу выдвигает автор работы «Современные тенденции в сфере журналистики» Дарья Зотова – аспирант факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств московского государственного института культуры. Крайние десятилетия стали для российского общества кризисными – смена привычного образа жизни и идеологии, грань  веков и тысячелетий оставили значимый след как в истории, так и в журналистике.

В чем же особенности журналистики сегодня? Во многом ее трансформация связана с отношением общества к журналистике в целом и к конкретным СМИ в частности. Опрос фонда общественного мнения от 30 января 2019 года показал, что хоть аудитории основных российских телеканалов увеличились, доверия к ним стало гораздо меньше. Так в 2015 году сюжетам первого канала доверяло 53% зрителей, а в 2019 уже всего 37%. Похожие результаты и у «России-1» — если в 2015 телеканалу доверяло 46%, в 2019 – только 33%. [1]

Во многом с этим связан переход журналистики из ТВ формата в более свободные и «быстрые» — в конце первого десятилетия XXI века по мнению Зотовой завершается переход журналистики в Интернет пространство. Новые качества журналистики вроде «мгновенности» и «массовости» — скорее следствия, чем тенденция. 

Мультимедийная журналистика как явление появилось вследствие цифровой революции – развития технических способностей техники и технологий, а также появления дополнительных методов работы с ними. Во многом ее появление обусловлено запросами аудитории, скорость потребления информации которой значительно увеличилась. В качестве доказательства можно привести исследование, опубликованное в «Московском вестнике». Оно было проведено среди молодых людей от 17 до 19 лет и фиксировало наиболее распространенные методы получения информации у исследуемой аудитории. В качестве исследуемых платформ были взяты как социальные сети – «Твиттер» и «Фейсбук», так и интернет-издания, например «Коммерсант», «Медуза» и «Известия». Реакция фиксировалось на конкретное событие – «убийство» Бориса Немцова. В первые несколько дней самым популярным оказался «Твиттер», как раз из-за быстрого и сжатого донесения последних новостей. [2]

Для того, чтобы сохранить аудиторию и объем текстов, интернет СМИ стали обращаться к мультимедийным платформам. Мультимедийность, в том понимании, в котором его используют СМИ – это объединение всех аудиальных и визуальных способов донесения информации. БВестольшие материалы разбиваются на блоки и чередуются не только с фотографиями, как это было в традиционной верстке, но и с видео и аудио дорожками. Некоторые издания, например «Медуза» используют для наглядности самостоятельные виды – карточки, тесты и инфографику.

Мультимедийная журналистика как крайняя стадия развития журналистики предоставляет возможность рассказать новость не только с точки зрения текста, но и с помощью дополнительных аудиальных и визуальных объектов: фотографий, видео, аудиодорожек и инфографики.

В процессе развития технологий появился мультимедийный сторителлинг. С точки зрения традиционной журналистики этот жанр не рассматривается как журналистский, по словам Оксаны Силантьевой, режиссера мультимедийных историй, это скорее собирательная модель принципов театра, кино, журналов и телевидения.

В мультимедийных историях, или «лонгридах», как их привыкли называть журналисты, иначе раскрываются термины «кадр», «монтаж», «композиция» и «сюжет». Кадрами теперь называют смысловые блоки истории, которые могут существовать как отдельные элементы. Обычно подобные блоки включают в себя одну мысль, которая выражается двумя объектами, например текстом и фотографией. Отличительная особенность кадра как в лонгридах, так и в целом в мультимедийной журналистике – это самостоятельность. Как утверждает Силантьева, кадры в мультимедийной истории могут разойтись по Интернету как самостоятельные фрагменты и восприниматься вполне целостно. [3]

Первый мультимедийный проект был создан «The New York Times» в 2012 году. «Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creek» [4] было первой страничкой, собравшей в своей композиции не только длинный текст, но и фото-видео вставки, а также пример объемной инфографики. Название истории стало нарицательным, вскоре «сделать снегопад» означало создать мультимедийную историю, на тот момент только подражающую стилю «The New York Times». Волну новаторства подхватили многие – The Guardian создали проект «Firestorm» [5]. В отличие от первоначальной концепции, где, несмотря на тенденцию к мультимедийности преобладал все-таки текст, этот проект сделал акцент на видео-формате и звуковых эффектах.

Наиболее часто используемые мультимедийные форматы в современных лонгридах – это, по словам Оксаны Силантьевой, основательницы «Silamedia»[6] инфографика, видео, фоторепортаж, интерактивные формы взаимодействия с аудиторией, куда входят голосования, онлайн-конференции, комментирование, краудсорсинг и многое другое, а также аудио и увязка контента – ссылка на необходимые в конкретном случае материалы.

Для того, чтобы показать большой объем информации в маленьком рисунке, инфографика поделилась на несколько видов:

  • Инфографика-сравнение – обычно используется для сопоставления двух и более данных, схожих по значению, но существующих в разных условиях. Так например подобную инфографику используют для сравнения пенсии в России и за рубежом;
  • Инфографика-сценарий – показывает развитие события от начала до конца. Обычно обусловлена необходимостью проследить процесс, а не результат. Например, подобная инфографика описывает, что надо делать при попадании в дтп;
  • Рецепты, инструкции;
  • Тесты и игры;
  • Инфографика-схема – рассказывает о внутреннем строении механизма и организации;
  • Инфографика-коллаж – центром такой инфографики обычно выступает предмет, инфографика объединяет самые разные виды в одной;
  • Инфографика-карта;

Видео в мультимедийном концепте должно отражать динамику событий – это может быть либо архивная съемка, либо мнение кого-то из участников события, как это было сделано в мультимедийной странице «Times New Roman», либо в принципе панорама места, где происходит событие.

Мультимедийная журналистика развивается как сама по себе, так и задает тенденции развития для всей журналистики. По словам Светланы Давлетшиной, автора работы « «Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров» [7], главная тенденция развития мультимедийных жанров – размытие четких границ традиционной журналистики и смешение привычного представление о жанрах. По словам автора, «новую» журналистику следует делить по виду взаимосвязи блоков, нежели по жанровой особенности.

Кроме того, Давлетшина выделяет тенденцию к автоматизации процесса создания мультимедийных страниц. Это достигается путем уменьшения текстовых блоков, а значит – упрощения создания.

Тенденцию к мгновенному распространению можно отнести, скорее всего, ко всему цифровому обществу, но это отразилось и на современной журналистике – профессиональные мультимедийные страницы можно создавать даже на базе социальных сетей.

Транскодирование и конвергентность, причем последний термин взять в смысле объединения сразу нескольких типов передачи информации, о чем уже говорилось выше – от аудиальной до визуальной.

Список Использованных Источников

1 Фонд общественного мнения [Электронный ресурс] : «Источники новостей и доверие к СМИ». URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14170

2 Вестник Московского университета [Электронный ресурс] : «Серия 10. Журналистика». URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2016/4/potreblenie-novostnoy-informatsii-v-internete-studentami-mgu-imeni-m-v-lomonosova/

3 Как новые медиа изменили журналистику [Электронный ресурс] : «Режиссура мультимедийной истории». URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/rezhissura-mul-timedijnoj-istorii/

4 «The New York Times» [Электронный ресурс] : « Snow Fall: The Avalanche at Tunnel Creek». URL: http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=tunnel-creek

5 «The Guardian» [Электронный ресурс] : «Firestorm». URL: https://www.theguardian.com/world/interactive/2013/may/26/firestorm-bushfire-dunalley-holmes-family

6 «Silamedia» [Электронный ресурс] : «Чек-лист мультимедийных форматов». URL: http://sila.media/checklist/

7 «Cyberleninka» [Электронный ресурс] : «Новые медиа и тенденции развития мультимедийных жанров»