ВЛИЯНИЕ АНТИЭПИЛЕПТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН И КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ

28 марта 12:20

Введение.

В настоящее время благодаря значительным успехам в диагностике и лечении эпилепсии, это заболевание считается курабельным. У 60–70 % пациентов наблюдается ремиссия или снижение частоты приступов более чем на 55 %. Но несмотря на лечение у 42% пациентов сохраняются различные нарушения когнитивной и аффективной сфер. Среди причин таких нарушений у больных эпилепсией выделяют: факторы, лежащие в основе эпилепсии (генетическое заболевание, структурный дефект мозга и др.), эпилептические приступы, а также побочные эффекты антиэпилептической терапии (АЭП). Так по данным С.А.Громова лишь 25% больных адекватно относятся к своему заболеванию и обладают достаточными возможностями самоконтроля и, соответственно, хорошей социальной адаптацией. А у 50% больных отмечается фиксация на жизненных трудностях, заболевании и чувстве собственной неполноценности. У оставшихся 25% наблюдается склонность к обвинению окружающих при возникновении затруднений, а также агрессивные тенденции.

Цель.

Оценить влияние антиэпилептической терапии на эмоциональный фон и когнитивные функции пациентов, страдающих эпилепсией.

Задачи:

  1. Поиск и изучение данных литературных источников.
  2. Сбор, обработка и анализ информации.
  3. Изучение когнитивных нарушений, возникающих на фоне приема антиэпилептической терапии (АЭП).
  4. Постановка выводов на основании полученных результатов.

Материалы и методы.

Для исследования были выбраны пациенты (n=195) в возрасте от 18 до 27 лет с установленным диагнозом эпилепсия. Больным проводилась монотерапия оригинальными препаратами (левитирацетам, этосуксимид и топирамат), с приверженностью лечения 98%. Все пациенты были разделены на 2 группы. В первую группу вошли пациенты (n=97), у которых на фоне проводимой терапии более 6 месяцев отсутствовали приступы. А во вторую группу – пациенты с наличием приступов за последние 6 месяцев. В качестве монотерапии пациенты обеих групп принимали леветирацетам в дозировке 1000 мг/сут и выше, этосуксимид 1000мг/сут и топирамат более 900 мг/сут.

Препарат

1 группа

2 группа

Этосуксимид

31 человек

33 человек

Леветирацетам

33 человек

32 человек

Топирамат

 33 человек

33 человек

В ходе исследования для оценки профиля настроения пациентов использовался опросник POMS, содержащий 65 вопросов и 5 вариантов ответа.

Оценка качества жизни пациентов проводилась с помощью опросника QOLIE-31, версия 1,0, который является специальным инструментом для исследования качества жизни у больных в возрасте старше 18 лет с диагнозом «эпилепсия». Опросник включает в себя 31 вопрос. Шкала качества жизни изучает целый ряд параметров: самочувствие, нервное напряжение, эмоциональный фон, личное отношение к приступам, к приему антиэпилептичеких препаратов. Данный опросник позволяет индивидуально подходить к вопросам ведения и реабилитации каждого больного эпилепсией. При анализе результатов тестирования начисляли баллы. Сумма менее 30 баллов соответствует очень низкому качеству жизни, от 30 до 39 — низкому, от 40 до 49 — среднему, от 50 до 59 — хорошему, свыше 60 баллов — высокому качеству жизни.

Для оценки депрессии использовали опросник Бека, который состоит из 21 вопроса, ответы на которые предлагается давать по 4-балльной шкале. По результатам исследования выставлялся суммарный балл, который определял степень выраженности депрессии: 0-9 баллов — отсутствие депрессивных симптомов; 10-15 баллов — легкая депрессия; 16-19 баллов — умеренная депрессия; 20-29 баллов — выраженная депрессия; 30-63 баллов — тяжёлая депрессия.

При исследовании использовали MoCa test (Montreal Cognitive Assessment) – Монреальскую шкалу оценки когнитивных функций, он позволяет оценить внимание, концентрацию, исполнительные функции, речь, память, абстрактное мышление, ориентацию и счет.

Результаты и обсуждения.

У пациентов 1ой группы, получавших терапию этосуксимидом когнитивных нарушений и изменений психического состояния выявлено не было. Во 2ой группе у 20% (7 человек) исследуемых отмечалось снижение памяти и внимания.

У пациентов 1-й группы, принимающих леветирацетам, отмечалась только эмоциональная лабильность в 12,1% случаев (4 человека), во 2ой группе отмечались гнев, возбудимость, раздражительность, агрессия — 9% (3 человека) и депрессия – 6% (2 человека). Нарушения концентрации внимания и дефицит памяти у больных 2ой группы наблюдались в 9% случаев (3 человека).

На фоне приема топирамата в 1 группе 39,4% (13 пациентов) жаловались на нарушение концентрации внимания, дефицит памяти, речевые нарушения (снижение беглости речи). Депрессия развилась у 2% (6 пациентов). Во 2ой группе пациентов когнитивные и психические нарушения развились у 50% (18 больных). В 1,7% (5 пациентов) отмечалась эмоциональная лабильность. Нарушение концентрации внимания, дефицит памяти, речевые нарушения наблюдались у 1,7% (5 пациентов). Депрессия развилась у 2,7% (8 пациентов).

Выводы.

Когнитивные нарушения при приеме АЭП (этосуксимида, леветирацетама, топирамата) возникают у 33% больных, страдающих эпилепсией, однако препараты в различной степени оказывают влияние на аффективную сферу и когнитивные функции больных эпилепсией.

Когнитивные нарушения на фоне лечения этосуксимидом коррелировали с эпилептическим статусом, следовательно, прием этосуксимида не оказывает значимого влияния на когнитивные функции и эмоциональный фон пациентов, страдающих эпилепсией.

На фоне приема леветирацетама побочные эффекты чаще возникали у 2ой группы, что свидетельствует о связи когнитивных и аффективных нарушений с недавними приступами.

В ходе исследования было выявлено, что топирамат оказывает влияние и на эмоциональный фон, и на когнитивные функции пациентов с эпилепсией. В 27,2% случаев наблюдалось снижение концентрации внимания, дефицит памяти, снижение беглости речи. Связи с приступами в этом случае выявлено не было. Депрессия отмечалась у 21,2% больных, принимавших топирамат и также не коррелирует с возникновением эпилептических приступов, так как количество пациентов с депрессией 1ой и 2ой групп (6 и 8 соответственно) не сильно разнится. Стоит отметить, что при титровании дозы или при отмене препарата симптомы депрессии регрессировали.

При выборе АЭП следует обращать внимание на потенциальное влияние препаратов на когнитивные функции и аффективную сферу больного, так как усугубление или появление психических и когнитивных нарушений оказывает существенное отрицательное влияние на качество жизни пациента и его семьи.

Список литературы:

  1. Киссин МЯ. Клиническая эпилептология. Москва: Гэотар-Медиа; 2009. [Kissin MYa. Klinicheskaya epileptologiya. Moscow: Geotar-Media; 2009.]
  2. Карлов ВА. Эпилепсия у детей и взрослых, женщин и мужчин. Руководство для врачей. Москва: Медицина; 2010. [Karlov VA. Epilepsiya u detey i vzroslykh, zhenshchin i muzhchin. Rukovodstvo dlya vrachey. Moscow: Meditsina; 2010.]
  3. Петрухин АС, Мухин КЮ, Алиханов АА. Эпилепсия: медико-социальные аспекты. Москва; 2003. С. 43–64. [Petrukhin AS, Mukhin KYu, Alikhanov AA. Epilepsiya: mediko-sotsial’nye aspekty. Moscow; 2003. P. 43–64.]
  4. Калинин ВВ, Железнова ЕВ, Земляная АА. Когнитивные нарушения при эпилепсии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2006;1(106 Приложение Эпилепсия):64–70. [Kalinin VV, Zheleznova EV, Zemlyanaya AA. Kognitivnye narusheniya pri epilepsii. Neuroscience and Behavioral Physiology. 2006;1(106 Prilozhenie Epilepsiya):64–70.]
  5. Казаковцев БА. Психические расстройства при эпилепсии. Москва; 1999. С. 416. [Kazakovtsev BA. Psikhicheskie rasstroystva pri epilepsii. Moscow; 1999. P. 416.]
  6. Вассерман ЛИ. Психологическая диагностика при эпилепсии. Русский медицинский журнал. 1998;1(5):1–7. [Vasserman LI. Psikhologicheskaya diagnostika pri epilepsii. Russkiy meditsinskiy zhurnal. 1998;1(5):1–7.]
  7. Вассерман ЛИ, Михайлов ВА, Табулина СД. Психологическая структура качества жизни больных эпилепсией. Пособие для врачей. Санкт-Петербург: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева; 2008. С. 22–5. [Vasserman LI, Mikhaylov VA, Tabulina SD. Psikhologicheskaya struktura kachestva zhizni bol’nykh epilepsiey. Posobie dlya vrachey. Sankt-Peterburg: Psikhonevrologicheskiy institut im. V.M. Bekhtereva; 2008. 22–5.]
  8. Воронкова КВ. Фокальные формы эпилепсии у детей: интеллектуальное развитие и варианты нарушений высших психических функций. Дис. … канд. мед. наук. Москва; 2002. [Voronkova KV. Fokal’nye formy epilepsii u detey: intellektual’noe razvitie i varianty narusheniy vysshikh psikhicheskikh funktsiy. Dis. kand. med. nauk. Mosсow; 2002.]