Роль органов внутренних дел РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современной России

9 мая 9:58

В систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, входят правоохранительные органы, в том числе органы внутренних дел (ОВД) РФ. Первоочередной их задачей является именно защита прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, таким или иным образом посягающих на жизнь, здоровье, собственность личности и иные блага, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина, возложена ОВД, также, как и ежедневная охрана общественного порядка, которая создает необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствует реализации ими права на труд, отдых, права на свободу передвижения[1] и т.д. На ОВД также возложен целый ряд функций по обеспечению реализации отдельных прав личности (например, регистрация граждан по месту жительства, регистрация автомототранспорта, выдача лицензий и разрешений на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и т.д.).

Главное в деятельности ОВД — будучи правоохранительными органами не допускать нарушения прав и свобод человека и гражданина.[2].

Первым фактором, оказывающим влияние на эффективность деятельности ОВД – это законодательная база.

Один из факторов также является очень важным – кадровый состав сотрудников. Так, существуют критерии по отбору сотрудников в ОВД[3], прописанны морально-этические качества (например, смелость, решительность, уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, соблюдение норм общественной морали и т.д.)

Эффективность работы органов внутренних дел напрямую связана с уровнем развития государства и уровнем жизни в нем. Для того, чтоб каждый сотрудник вел себя в соответствии с обозначенными для сотрудников требованиями, этические нормы его поведения и его личные убеждения непременно должны соответствовать требованиям закона.

Природой деятельности правоохранительных органов является именно защита общественного порядка, а метод, каким эта деятельность осуществляется, оказывает непосредственное влияние на качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом[4]. Подчеркивая важность задачи, стоящей перед сотрудниками правоохранительных органов, многие правоведы подчеркивают на недопустимость потенциальной возможности злоупотребления властью при выполнении своих обязанностей. Это по сути вопрос государственной идеологии, законодательного ее закрепления и внедрения посредством воспитания, образования, пропаганды и внутреннего контроля сотрудников ОВД.

Говоря об ОВД в системе защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, мы говорим не только о правовой основе их деятельности, но и о эффективности их деятельности и о внутреннем и внешнем контроле.

Западные страны уделяют большое внимание социальному обеспечению. Так, к примеру, рассмотрев данные, представленные исследовательским центром GALLUP, при опросе граждан в разных странах отношении безопасности ночью в месте проживания чувствуют себя в безопасности, прогуливаясь ночью в одиночку в Дании – 83%, в то время как в России -31% [5]

Органы внутренних дел в целом и полиция как орган правопорядка имеют большое значение в защите прав и свобод граждан и государства. Компетенция полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других. Существует множество факторов в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность органов правопорядка в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.

Органы внутренних дел – это единая система органов исполнительной власти федерального уровня, призванная защищать гражданские и человеческие свободы и права людей посредством реализации функции обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на территории страны[6].

Данные органы призваны осуществлять следующие функции:

  • во-первых, осуществлять защиту здоровья, жизни, человеческих прав и свобод российского народа;
  • во-вторых, противодействовать преступности;
  • в-третьих, обеспечивать охрану общественного порядка;
  • в-четвертых, охранять права собственности;
  • в-пятых, обеспечивать общественную безопасность.

Цель функционирования органов внутренних дел состоит в осуществлении защиты государства, общества и отдельного гражданина от преступных и прочих противоправных посягательств.

В основе функционирования органов внутренних дел находится ряд принципов, к числу которых можно отнести следующие:

  • принцип законности, подразумевающий, что основу функционирования и единственную возможную базу деятельности органов внутренних дел составляет законодательство;
  • принцип уважения человеческих прав и свобод, а также их соблюдения, подразумевающий понимание этих прав и свобод как высшей ценности государства;
  • принцип гуманизма, подразумевающий понимание значимости жизни человека как важной ценности государства;
  • принцип гласности, подразумевающий открытость действий органов внутренних дел перед населением страны;
  • принцип подконтрольности, подразумевающий ответственность органов внутренних дел перед населением страны, а также перед органами государственного управления за свои действия[7].

Органы внутренних дел призваны поддерживать общественный порядок на территории государства, обеспечивая возможность для нормального развития общества и соблюдение законности на территории российского государства. Органы внутренних дел не вмешиваются в осуществлении государственного управления, а скорее создают условия для его осуществления.

Органы внутренних дел занимают существенное место в системе государственного регулирования. Сфера интересов данных органов в системе государственного управления выходит за пределы дипломатических, военных, внешнеэкономических, транспортных отношений.

Перестройка общественного строя в России, а также необходимость совершенствования системы органов внутренних дел обусловили непрерывную трансформацию этой системы, завершившуюся преобразованием милиции в полицию. Эта реформа была призвана улучшить работу органов внутренних дел, исключить из сферы деятельности несвойственные ей функции, усовершенствовать обеспечение защиты граждан, общества и страны от преступных посягательств. Реформа подразумевала проведение изменений, учитывающих современные политические процессы, тенденции, явления.

Реформирование органов внутренних дел призвано создать профессиональную полицию, функционирование которой будет в полной мере отвечать потребностям современного российского общества.

Органы внутренних дел в системе государственного управления призваны осуществлять деятельность в разрезе следующих направлений:

  1. обеспечивать защиту граждан, государства и общества в целом от посягательств противоправного характера;
  2. осуществлять розыск лиц;
  3. предупреждать и пресекать преступления и правонарушения административного характера;
  4. выявлять и раскрывать преступления, производить дознание в рамках уголовных дел;
  5. осуществлять производство в рамках дел о правонарушениях административного характера, осуществлять исполнение наказаний административного характера;
  6. обеспечивать правопорядок в общественных местах;
  7. обеспечивать безопасность на дорогах;
  8. защищать свидетелей, потерпевших, прочих участников уголовных дел, прокуроров, судей, должностных лиц органов правопорядка;
  9. осуществлять деятельность экспертно-криминалистического характера.

Органы внутренних дел в системе государственного управления в лице полиции выполняют ряд следующих обязанностей:

  1. принятие и регистрация сообщений и заявлений относительно преступлений, правонарушений, происшествий; выдача уведомлений о их принятии; осуществление их проверки; рассмотрение заявлений и сообщений, информирование о ходе такого рассмотрения заявителей; передача заявлений лицам, ответственным за разрешение таких ситуаций;
  2. незамедлительное прибытие на место преступления, правонарушения, происшествия, пресечение деяний противоправного характера, устранение угроз безопасности граждан и общества, документирование обстоятельств осуществления преступных действий, обеспечение сохранности улик;
  3. оказание первой помощи пострадавшим при отсутствии специализированной помощи или невозможности ее оказания;
  4. выявление причин преступлений и правонарушений, принятие мер, направленных на их устранения и выявления лиц, их совершивших; участие в профилактике;
  5. обеспечение безопасности населения и общественного порядка в различных общественных местах;
  6. обеспечение безопасности населения в ходе различных публичных мероприятий;
  7. осуществление оперативно-розыскной деятельности;
  8. пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам о правонарушениях административного характера;
  9. содержание и конвоирование заключенных и так далее.

 

Список источников

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // «Российская газета», № 7, 21.01.2009
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 14.02.2011.- N 7.- ст. 900.
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019)// Собрание законодательства РФ.- 14.08.1995.- N 33.- ст. 3349
  4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 05.12.2011.- N 49 (ч. 1).- ст. 7020
  5. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 06.03.2015) // Собрание законодательства РФ.- 10.12.2012.- N 50 (ч. 6).- ст. 7075
  6. Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал.- 2018.- №1.- С. 137
  7. Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Курс лекций. М. Зерцало. 2017 – 260с.
  8. Опалев А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М. 2017 — 180с.
  9. Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Административное право и процесс.- 2018.- N 12. -С. 40-41
  10. Ярковой С.В. Законность и обеспечение реализации, соблюдения и защиты прав граждан и организаций в административной правоприменительной деятельности // Журнал российского права.- 2018.- № 4.- С. 130-131

 

[1] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» Ст. 12.

[2] Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. 2018. №1. С. 137

[3] Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»

[4] Опалев А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М. 2017, С. 84

[5] Данные исследовательского цента GALLUP

[6] Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Административное право и процесс. 2018. N 12. С. 40

[7] Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Курс лекций. М. Зерцало. 2017 , С.47