Исследование вопросов, связанных с рассмотрением места и роли полиции как государственного органа по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, является достаточно актуальным на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо отметить, что обеспечение общественного порядка, охрана жизни и здоровья граждан, их прав, свобод и законных интересов в условиях действия особых правовых режимов являются важнейшими функциями государства, которые должны осуществляться силами правоохранительных органов, прежде всего полиции.
Вопросы деятельности правоохранительных органов по обеспечению и защите прав, свобод человека и гражданина являются актуальными с точки зрения обеспечения правопорядка и сохранения территориальной целостности государства[1].
Отдельное место в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит полиции. В современных нестабильных общественно–политических условиях, оказывающих влияние на уровень криминогенной обстановки в стране, значение полиции как государственного органа правоохранительной направленности в сфере обеспечения прав человека и гражданина в значительной степени возрастает, а потому, на наш взгляд, требует детального рассмотрения.
Деятельность полиции — это исполнительно-распорядительная деятельность, которая направлена на организацию и практическую реализацию задач и функций ОВД (органов внутренних дел) в сфере борьбы с преступностью, обеспечения личной безопасности граждан, обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка.
По своему содержанию деятельность полиции охватывает внешнюю и внутреннюю сферу деятельности органов внутренних дел. Внешняя деятельность – это осуществление властных функций, выходящих за пределы отношений внутри организации, они распространяются на общественные и государственные организации, должностные лица, на обычных граждан. Практически вся деятельность, которая связана с обеспечением общественной безопасности и охраной общественного порядка имеет внешнюю административно-правовую природу[2].
Внутренняя деятельность ОВД направлена на обеспечение бесперебойного функционирования всех служб и подразделений, слаженной работы сотрудников органов внутренних дел. Внутренняя деятельность включает: определение штатов, структуры, функций аппаратов (или служб), контроль, планирование, организацию взаимодействия, учет и отчетность, подбор и расстановку кадров, обеспечение социальных и правовых гарантий сотрудников полиции, поддержание дисциплины.
Основные признаки деятельности полиции:
- государственно-властный характер – ОВД осуществляет свои полномочия от имени государства; полиция правомочна давать юридическую оценку поступкам и действиям людей, осуществлять надзор за соблюдением установленных правил поведения, выявлять правонарушения, реагировать на правонарушения в установленном законодательством порядке, предъявлять обязательные требования в пределах своей компетенции;
- является подзаконной, осуществляется во исполнение и на основе законов, правовых актов, строится в пределах действующего законодательства, на основе применения соответствующих законных средств;
- носит исполнительно-распорядительный характер, основная цель — исполнение действующего законодательства по вопросам, которые входят в компетенцию полиции; для успешной реализации исполнительных функций полиция наделена распорядительными полномочиями.
Принципы деятельности полиции – это основные положения, идеи, которыми руководствуются сотрудники ОВД в административной деятельности.
Основные принципы деятельности полиции:
- общие, или конституционные – принципы гуманизма, законности, национального равноправия и уважения прав человека, социальной справедливости, сочетания профессиональной тайны и гласности; взаимодействия с органами власти, трудовыми коллективами, общественными организациями и гражданами.
- организационные — сочетание территориального и линейного принципов, плановость, комплексный подход и научность в решении задач, коллегиальность и единоначалие, профилактическая направленность, сочетание убеждения и принуждения.
- тактические принципы — комплексность средств и сил, гибкость и непрерывность, оперативность, наличие резерва средств и сил, маневренность.
Деятельность полиции должна носить гуманный характер, быть направленной на защиту личности от противоправных посягательств и преступлений, на охрану общественной безопасности.
Принцип социальной справедливости предполагает, что любой гражданин обладает правом обратиться в ОВД за защитой от посягательств на его здоровье, жизнь, законные интересы и свободу. Принцип требует неукоснительного применения правовых норм с целью, чтобы любой привлекаемый был привлечен к ответственности справедливо или же был подвергнут наказанию. Вся деятельность полиции осуществляется исключительно на основании закона и в строгом соответствии с требованиями законодательства[3].
Деятельность полиции должна отвечать интересам общества, осуществляться на демократической основе. Представители органов внутренних дел обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе. Деятельность полиции тесно связана с трудовыми коллективами, ОМСУ, она опирается на непосредственную поддержку граждан. К работе полиции могут привлекаться внештатные работники.
При осуществлении деятельности полиции должны применяться новейшие технологии и методики сбора и обработки данных о преступности, состоянии общественного порядка, других сведений, касающихся предупреждения и борьбы с правонарушениями.
Организационные принципы деятельности ОВД:
- отраслевой — позволяет учитывать все особенности разных видов административной деятельности, обеспечивает специализацию, повышает эффективность деятельности и профессионализм работников полиции;
- территориальный – основан на особенностях городов, районов, где находятся службы органов внутренних дел (численность населения, географическая среда, оперативная обстановка);
- линейный – используется при организации работ коллективов, небольших по объему; у каждого подчиненного есть свой непосредственный начальник, который контролирует деятельность подчиненного;
- функциональный — образование подразделений и служб, которые осуществляют обеспечивающие и координационные функции (функции планирования, финансовые, кадровые и т.д.);
- принцип двойного подчинения — направленность деятельности нижестоящего органа в зависимости от распоряжений вышестоящего органа (подчиненность по вертикали); подчинение органам местной исполнительной власти, позволяющем исполнительным органам Федерации контролировать и направлять деятельность ОВД, оказывать им помощь в работе;
- принцип рационального распределения полномочий — юридическое закрепление прав, обязанностей и задач за каждым работником и подразделением;
- ответственность за результаты работы – ответственность за эффективность и качество работы, воспитание добросовестного отношения к служебным обязанностям, требовательность начальника к подчиненным.
Сочетание коллегиальности и единоначалия обеспечивает необходимую организованность, дисциплину, личную ответственность за порученное дело.
Ключевой задачей современного демократического правового государства выступает обеспечение безопасности и защиты прав и законных интересов собственных граждан и их объединений от любого рода противоправных посягательств[4].
Современное российское общество нуждается в построении эффективного механизма реализации функций государства, которые обеспечивают общественный порядок и безопасность в стране. Полиция – ключевой орган, вся работа которого априори направлена на создание максимально защищенных условий реализации прав и свобод человека.
Актуальным в настоящее время является обеспечение стабильного правопорядка, в условиях, происходящих в настоящее время в России социально–экономических преобразований, реформ в области государственного строительства и права, которые затрагивают все стороны жизни общества[5].
В процессе коренного обновления государственности в России необходимо структурное преобразование государственного механизма, а также совершенствование нормативной базы для всех звеньев государственного аппарата[6].
Закон о полиции конкретизировал основные направления деятельности полиции, которые были скорректированы с учетов социально-экономических преобразований, ограничил полицию от несвойственных направлений деятельности.
Для этих целей формируется целая система разнообразных юрисдикционных органов, значительное место в числе которых, традиционно, отводится органам полиции. В нашей стране, исходя из анализа положений действующего законодательства и подзаконных актов, определение полиции может быть сформулировано следующим образом.
Полиция в Российской Федерации – это относительно самостоятельное звено единой централизованной системы МВД РФ, деятельность которого полностью связана с защитой защиты жизни и здоровья граждан и обеспечения реализации гарантированных законом прав и свобод путем противодействия преступности, охраны общественного порядка, имущественных благ (прав) граждан[7].
Важнейшей характеристикой деятельности полицейских органов выступает их юрисдикция, то есть совокупность прав и обязанностей, реализация которых направлена на достижение обозначенной выше цели деятельности всей системы полицейских органов – то есть обеспечение общественной безопасности и защиты прав и законных интересов граждан[8]. Анализ юрисдикции полицейских органов может быть проведен посредством детального изучения совокупности прав и обязанностей, предоставляемых им в силу прямого указания действующих федеральных законов и подзаконных актов.
Так, в числе соответствующих прав, в настоящее время выступают:
- Право требовать прекращения начатых и не оконченных противоправных действий;
- Право осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина при наличии достаточных оснований подозревать соответствующее лицо в совершении преступления, нахождении в розыске, и т.д.;
- Право вызывать граждан (должностных лиц) в полицию по вопросам, связанным с расследованием уголовно-противоправных деяний и административных правонарушений, получать по таких делам необходимые сведения (имеющиеся у соответствующих лиц), документы, справки, иные материалы, и т.д., осуществлять привод в полицию лиц, уклоняющихся от добровольной явки по вызову без уважительным причин, и пр.;
- 5. Право патрулировать населенные пункты и места массового скопления людей;
- Осуществлять следственные и иные процессуальные действия, а также оперативно-розыскные мероприятия.
В числе актуальных обязанностей полиции следует назвать:
- Обязанность принимать и регистрировать заявления о совершении противоправных деяний, преступлений, иных происшествий, осуществлять проверку соответствующей информации, и т.д.;
- Незамедлительно прибывать на место происшествия (правонарушения) и пресекать продолжающиеся противоправные деяния, устраняя угрозу правам и законным интересам граждан, а равно угрозу общественной безопасности;
- Выявлять причины общественно-опасного (общественно-вредного) поведения, условия, способствующие совершению противоправных деяний, а также осуществлять в пределах полномочий меры по их устранению;
- Обеспечивать безопасность граждан и общественных порядок в местах массового скопления людей и общественных местах – на улицах, стадионах, вокзалах, аэропортах, и т. д. Также обеспечивать совместно с органами исполнительной власти безопасность граждан и общественный порядок в процессе проведения собраний, шествий и иных публичных мероприятий;
- Руководствуясь предусмотренными действующим уголовно-процессуальным законодательством правилами о подведомственности, возбуждать уголовные дела, осуществлять предварительное расследование по ним, неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия, и т. д.
Полиция является неотъемлемым институтом государственной власти, играющим главную роль в обеспечении общественной безопасности.
Безопасность общества как оценочный показатель деятельности полиции качественно характеризует эффективность работы государства и власти в аспекте обеспечения гарантий и защиты граждан от различных угроз деструктивного характера[9].
Современные преобразования в социальной сфере направлены на переход к новому состоянию общественной жизни. К формированию полноценного демократического общества, действенных общественно-политических институтов, эффективного механизма управления (обществом и государством), а также формированию личности и гражданского самосознания. При этом основной целью данных процессов является повышение конкурентоспособности государства на мировой арене, рост ВВП страны и, как следствие, повышение доходов населения[10].
Реализации представленной модели полиции сегодня отводится особая роль, залог эффективной деятельности которой напрямую зависит от поддержки гражданского общества. Общества, имеющего твердые правовые убеждения, готового «в тесной связке» с полицией отстаивать свои права.
Измерение социальной (субъективной) эффективности, оцениваемой уровнем удовлетворения граждан деятельностью органов внутренних дел, не имеет смысла, если практика организации и управления не опирается на потребности населения в сфере охраны правопорядка.
Анализ норм Федерального закона Российской Федерации «О полиции» показывает, что принципам деятельности полиции законодатель уделяет особое внимание. В качестве основы правоохранительной деятельности закрепляется идея партнерских взаимоотношений полиции и общества. При этом ее предназначение, наряду с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, охраной собственности, общественного порядка и общественной безопасности, — в противодействии преступности.
При этом само направление деятельности полиции — противодействие преступности является, по сути, универсальным средством защиты как жизни и здоровья, так и охраны собственности и обеспечения общественного порядка[11].
Формулируя цели, задачи, методы и средства противодействия преступности как инновационного подхода в правоохранительной деятельности полиции России, следует опираться на мнение и потребности гражданского общества в обеспечении порядка и безопасности, что может быть достигнуто лишь в прямом контакте с населением. При этом под прямым контактом с населением должно рассматриваться не только информирование населения о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории за определенный период времени, а реальное взаимодействие с гражданами[12].
Взаимодействие путем привлечения граждан к охране порядка, совместным надзорным и контрольным мероприятиям, инициативному выявлению правонарушений и их фиксации, с последующей передачей в компетентные органы для возбуждения дел об административных правонарушениях и т.д.
Реальный доступ граждан к обеспечению общественной безопасности сможет действенным образом повлиять на уровень безопасности общества в целом, обеспечить повышение правовой грамотности гражданского общества и, как следствие, повысить уровень доверия граждан к полиции. Снижение общественных рисков, в свою очередь, способно сформировать главное условие для привлечения частных и в том числе иностранных инвестиций, что определит повышение конкурентоспособности государства на мировой арене, рост ВВП страны и, как следствие, повышение доходов населения.
Список источников
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // «Российская газета», № 7, 21.01.2009
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 14.02.2011.- N 7.- ст. 900.
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019)// Собрание законодательства РФ.- 14.08.1995.- N 33.- ст. 3349
- Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 05.12.2011.- N 49 (ч. 1).- ст. 7020
- Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал.- 2018.- № 1.- С. 137-138
- Грищенко А.Н. Функции полиции в сфере предоставления государственных услуг населению // Административное право и процесс.- 2018.- N 5.- С. 31-32
- Дезлиев М.И. Геополитика и безопасность в современном мире. М. 2017 – 80с.
- Киричёк Е.В. Место и роль полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – № 2(32). – С. 68-69
- Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ. 2017 – 410с.
- Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. М.: ЛЕНАНД. 2016 – 180с.
- Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Курс лекций. М. Зерцало. 2018 – 320с.
- Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. С-Пб. 2016 — 280с.
- Новоселов С.А. Противодействие преступности в концепции деятельности полиции и практике органов внутренних дел Российской Федерации // Российский следователь.- 2019.- N 6.- С. 65-66
- Опалев А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М. 2018 – 140с.
- Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право.- 2018.- № 7. С. 22-23
- Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Административное право и процесс.- 2018.- N 12.- С. 40-41
[1] Опалев А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М. 2018, С.11
[2] Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. № 7. С. 22
[3] Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. М.: ЛЕНАНД. 2016, С.58
[4] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ. 2017, С.184
[5] Дезлиев М.И. Геополитика и безопасность в современном мире. М. 2017, С.25
[6] Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. 2018. № 1. С. 137
[7] Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Административное право и процесс. 2018. N 12. С. 40
[8] Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Курс лекций. М. Зерцало. 2018, С.25
[9] Новоселов С.А. Противодействие преступности в концепции деятельности полиции и практике органов внутренних дел Российской Федерации // Российский следователь. 2019. N 6. С. 65
[10] Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. С-Пб. 2016 , С.83
[11] Киричёк Е.В. Место и роль полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – № 2(32). – С. 68
[12] Грищенко А.Н. Функции полиции в сфере предоставления государственных услуг населению // Административное право и процесс. 2018. N 5. С. 31