ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

24 января 7:38

Легальное определение понятия «недобросовестная конкуренция» получило своё закрепление в ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с ним любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации признаются законодателем недобросовестной конкуренцией. Отсюда мы можем выделить 3 их основных признака:

1) Направленность рассматриваемых действий на получение преимуществ перед конкурентами в предпринимательской деятельности. Под преимуществами могут пониматься различные формы выгоды, превосходства над конкурентами, дающие перевес и выгодно отличающие деятельность или облик одного хозяйствующего субъекта на фоне остальных.

2)  Противоречие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. Примечательно, что в случае с недобросовестной конкуренции ответственность за неё может наступать даже в случаях, когда усматривается нарушение таких весьма абстрактных понятий, как добропорядочность, разумность и справедливость. При этом вовсе не обязательно должно иметь место непосредственно прямое нарушение закона.

3) Причинение либо же потенциальная возможность причинения убытков иным конкурирующим субъектам, а также нанесение или же возможность нанесения вреда их деловой репутации. Такая формулировка позволяет нам сделать вывод о наличии недобросовестных действий ещё до наступления неблагоприятных последствий, поскольку достаточно самого факта их совершения.

Примечательно, что в определении недобросовестной конкуренции полностью отсутствует фигура потребителя, хотя в результате неё ему вполне может быть причинён ущерб. Это можно объяснить тем, что права потребителя охраняются непосредственно потребительским законодательством, а в данном случае идёт речь об охране прав и законных интересов конкурирующих предпринимателей.

Несмотря на наличие легального определения, в юридической науке имеют место быть различные трактовки понятия «недобросовестная конкуренция», рассматривающие его смысл с разных точек зрения. Этот спорный вопрос впервые возник во Франции XIX века, где он стал настоящим прецедентом для судов того времени. В этом ключе справедливой видится позиция В. А. Шретера, что судебная практика Франции тех лет «признаётся творцом проблемы недобросовестной конкуренции». В то же время он придерживался позиции, что в разных государствах с рыночной экономикой имеются одинаковые проблемы в сфере добросовестности конкуренции, поскольку недобросовестные действия, по его мнению, не отличаются разнообразием.[1]

С точки зрения дореволюционного юриста А. И. Каминка недобросовестная конкуренция является одной из разновидностей конкуренции в целом. Он видел конкуренцию как неотъемлемый элемент существующей экономики, а недобросовестные действия в этой сфере считал «злом» и призывал с ней бороться.[2]

В отличие от юристов того времени, современные деятели науки рассматривают данную проблему более всесторонне и конкретно.

Например, В. А. Дозорцев в своих работах, посвящённых вопросу недобросовестной конкуренции, делает большой акцент на потребители, как лице, чьи права и законные интересы ущемляются подобными действиями. По его мнению недобросовестная конкуренция (которую он сам называет несправедливой конкуренцией) заключается в предоставлению потребителю информации способной вызвать у него заблуждение относительно товара или услуги, неправильное негативное представление о конкуренте, либо вызвать смешение одного конкурирующего лица, его товаров или услуг с другим, что полностью противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.[3]

С точки зрения Ю. И. Свядосца недобросовестность конкуренции выражается в действиях в сфере промышленности и торговли, целью которых является получение материальной выгоды через недобросовестные деяния в отношении конкурентов на данном рынке товаров, работ или услуг.[4]

По мнению В. И. Еременко каждое деяние, нарушающее профессиональную этику, деловые обычаи в ходе осуществления предпринимательской деятельности, потенциально способное нанести вред или же уже его наносящее при наличии вины может определяться как недобросовестная конкуренция.[5]

Ю. Касьянов пишет в своих работах о том, что недобросовестная конкуренция проявляется в виде состязания различных предпринимателей на соответствующем рынке товаров, работ, услуг, направленного на приобретение разного рода хозяйственных преимуществ через продвижение потребителю отрицательного образа товаров, результатов работ или услуг других конкурирующих субъектов, либо же распространение сведений о собственных товарах, результатах работ или услуг, которые не соотносятся с реальностью.[6]

В заключении можно сделать вывод, что, несмотря на наличие легального определения, в настоящее время в юридической литературе не имеется единого мнения касательно определения понятия «недобросовестная конкуренция», поскольку разные публицисты в области права придают тем или иным аспектам рассматриваемого понятия большее либо же меньшее значение, в связи с чем и существуют подобный плюрализм мнений.

 

Использованные источники:

  1. Дозорцев В. А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // Юридический мир. 1997. № 4. С. 33.
  2. Еременко В. И. О пресечении недобросовестной конкуренции // Вопросы изобретательства. 1992. № 1–2. С. 29.
  3. Каминка А. И. Очерки торгового п права. М.: Зерцало, 2007. С. 270–271.
  4. Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6. С. 37.
  5. Свядосц Ю. И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969. С. 170.
  6. Шретер В. А. Недобросовестная конкуренция: сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005. С. 551.

 

[1] Шретер В. А. Недобросовестная конкуренция: сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005. С. 551.

[2] Каминка А. И. Очерки торгового п права. М.: Зерцало, 2007. С. 270–271.

[3] Дозорцев В. А. Недобросовестная конкуренция или несправедливая? // Юридический мир. 1997. № 4. С. 33.

[4] Свядосц Ю. И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969. С. 170.

[5] Еременко В. И. О пресечении недобросовестной конкуренции // Вопросы изобретательства. 1992. № 1–2. С. 29.

[6] Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6. С. 37.