ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ВУЗА

21 мая 2:38

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. В качестве определения такого понятия как «самостоятельная работа обучающихся» можно принять, в том числе, и следующее: самостоятельная работа обучающихся – это «форма организации их учебной деятельности, руководством педагога, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и качеств личности».[1]  

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Эффективность аудиторной работы всегда зависит от процесса самостоятельной подготовки студентов, завершающей задачи других видов учебной работы. Общемировая практика устанавливает отношение времени аудиторной работы, ко времени, отводимому на самостоятельную работу, в размере 1 к 3,5, что отмечает значительный дидактический потенциал этого вида деятельности студентов [2].

Анализ сущность работы обучающегося при выполнении им самостоятельной работы позволяется выделить воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого существуют несколько видов или уровней самостоятельной работы учащихся.

В качестве первого примера следует рассмотреть одну из позиций, согласно которой выделяют четыре уровня самостоятельной работы:

  1. копирующие действия учащихся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом – этот уровень характеризуется подготовкой учащихся к самостоятельной деятельности;
  2. репродуктивная деятельность по воспроизведению учебной информации, не выходящая за пределы уровня памяти – на этом уровне начинается обобщение приёмов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типичных задач;
  3. продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, которые выходят за пределы типовых и требующих способности к индуктивным и дедуктивным выводам, к элементам творчества;
  4. самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в новых ситуациях или условиях по составлению новых программ принятия решений, или выработке гипотетического аналогового и диалектического мышления.[3]

Согласно другой позиции выделяют три уровня самостоятельной учебной деятельности:

  1. репродуктивный (тренировочный) уровень – это работы, которые выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и другие. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Целью таких работ является закрепление знаний, формирование умений, навыков;
  2. реконструктивный уровень – в ходе данных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование, на этом уровне могут выполняться рефераты;
  3. творческий (поисковый) уровен­ь – творческая работа, для успешного выполнения которой требуется анализ проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения. Работами данного уровня являются учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы.

Третьей рассматриваемой позицией по выделению уровней  самостоятельной работы, является классификация П.И. Пидкасистого, который отмечает следующие типы: самостоятельная работа по образцу; реконструктивная самостоятельная работа; вариативная самостоятельная работа на применение понятий науки (творческая самостоятельная работа).

Представленные позиции дополняют друг друга, что позволяет лучше понять сущность рассматриваемого понятия – «самостоятельная работа студента». При этом, вне зависимости от рассмотренный в рамках настоящей работы  вариантов классификации самостоятельной работы, следует отметить следующие основополагающие моменты:

  • самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся предъявляется к выполнению ими творческих самостоятельных работ. Это связано с тем, что творческая составляющая самостоятельной работы подобного уровня предполагает уже непосредственное участие учащегося в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры. Задания во всех видах творческих работ характеризуются тем, что содержат условия, которые стимулируют возникновение проблемных ситуаций». [3];
  • важным аспектом продуктивного и эффективного применения самостоятельной работы как формы организации их учебной деятельности является «глубокое осознание её целей и способов, осознание самого себя как личности, которая сама направляет, организует и контролирует процесс учения, устанавливает, исходя из современных требований к специалисту, положительные его стороны и недостатки».[3]

В современных условиях многоступенчатой подготовки специалистов, и рейтинговой технологии обучения, самостоятельная работа студента (СРС) играет значительную роль в процессе обучения.

Можно условно выделить следующие виды СРС:

  1. Во время аудиторных занятий (лекций, лабораторных практикумов, лабораторных работ, с участием преподавателя)
  2. Внеаудиторная самостоятельная работа студента (домашнее задание учебного характера – без участия преподавателя)

Учитывая то, что СРС должна носить преемственный, систематический характер, понимается важность различных видов самостоятельной работы студента, но в этой статье хотелось бы остановиться на внеаудиторной самостоятельной работе студента.

Согласно учебному плану на изучение, например,  дисциплины «Методы и технологии программирования», отводится  28 лекций , 28 лабораторных работ и 88 часов  для самостоятельной работы студента. Это значительный  временной ресурс, который требует организационных действий от преподавателя. В данной ситуации, аудиторные занятия следует рассматривать как инструмент  для активизации самостоятельной работы студента, которая должна присутствовать во всех формах учебного процесса.

При планировании самостоятельной внеаудиторной работы студента, преподавателю приходится много времени отводить на разработку методического обеспечения, так как СРС студент будет работать без непосредственного участия преподавателя. Поэтому методическое обеспечение играет первостепенную роль, так как косвенно преподаватель может повлиять на прогнозируемый  положительный результат работы студента (усвоение новых знаний, приобретение различных умений). Для эффективности данной работы большое значение имеет своевременный контроль СРС, и, если необходимо, своевременная корректировка результатов работы.

В технологическом аспекте организации контроля предполагает как отбор средств контроля, определение этапов, так и разработку различных средств контроля.

Из всех видов контроля, акцентируем внимание на тестах с элементами обучения – обучающие тесты (с разъяснением ошибочных ответов, с комментариями к вопросам и т.п.). Такого вида методические материалы дают возможность студенту проводить самоконтроль изученного материала, закрепить пройденный материал, подготовиться к контролю знаний по данной теме.

Существует большое количество инструментария для организации тестирования. Программы для создания тестов на компьютере: easyQuizzy, INDIGO, SunRav TestOfficePro, ADTester, UniTest System, Конструктор тестов, Айрен, TestMaker – это далеко не полный их перечень. On-line сервисы для создания тестов: Сервис Webanketa, Simpoll, Онлайн конструктор тестов, Тест и др. Ресурсы onlinetestpad и learningapps предоставляют возможность публикации разработанного интерактивного теста или другого материала на личной странице преподавателя.

 Один из немногих бесплатных ресурсов для обеспечения именно обучающей составляющей в тестовых заданиях это ADTester(система автоматизированной проверки знаний). 

Система позволяет для каждого вопроса установить свои параметры[ 4]:

  • «Комментарий» – текстовая информация. Она никак не учитывается в процессе тестирования, служит местом для создания различных пометок для самого составителя тестов
  • «Подсказка» – выводится тестируемому в режиме обучения в случае неверного ответа на вопрос.
  • «Вес вопроса» – указывает сколько баллов нужно начислить пользователю за верный ответ. Большим «весом» можно отметить вопросы повышенной сложности.

Программа имеет два режима тестирования: контроль и обучение. В режиме обучения тестирование проходит анонимно, результаты тестирования не записываются в журнал. В случае неверного ответа на вопрос пользователю выдается комментарий с краткими пояснениями допущенных им ошибок. В ADTester входит: Конструктор тестов, Тестер.  Конструктор тестов — программа для создания тестов. Тестер — программа для проведения тестирования.  [4].

Пример вопроса из обучающих тестов приведен на рисунке 1.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3428-1.PNG

Рис.1. Пример вопроса для обучающего теста

Разработанные обучающие тесты используются в учебном процессе для подготовки студентов к тестированию по данной теме. Студентам выдается файл с тестом и Тестер. Настройки созданного теста не позволяют студентам выходить за рамки «тренажера».

При организации СРС используется так же текущий контроль. Использование такого подхода к организации самостоятельной работы студента позволяет проводить подготовку к текущему и итоговому контрольному мероприятию.

 

Список литературы

  1. Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. – М.: В. Секачев, 2007 – 181с. – с.118. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие . [Andreeva G.A., Vjalikova G.S., Tjut’kova I.A. – M.: V. Sekachev, 2007 – 181s. – s.118. Kratkij pedagogicheskij slovar’: Uchebnoe  spravochnoe posobie]
  2. Мартишина Н.В., Еремкина О.В. Самостоятельная работа студентов Рязань, 2014 [Martishina N.V., Eremkina O.V. Samostojatel’naja rabota studentov Rjazan’, 2014 ]
  3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005 – 720с. – с.513-520. [Pedagogika: Bol’shaja sovremennaja jenciklopedija / Sost. E.S. Rapacevich. – Mn.: «Sovremennoe slovo», 2005 – 720s. – s.513-520. ]
  4. https://www.adtester.org/help/ — Справка по системе автоматической проверке знаний ADTester [https://www.adtester.org/help/ — Spravka po sisteme avtomaticheskoj proverke znanij ADTester ]