АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ РЕКЛАМЫ

22 мая 1:31

В настоящее время существует жесткая конкуренция на рынке товаров и услуг. Стремительное развитие экономики закономерно обязывает предпринимателей осуществлять активную борьбу за лучшие условия существования на рынке.

Не секрет, что реклама — двигатель торговли. На сегодняшний день данная фраза как никогда актуальна. Ассортимент товаров и услуг на рынке невероятно огромен и разнообразен, для продвижения своей продукции, повышения конкурентоспособности, привлечения новых и удержания старых клиентов, предпринимателю необходимо эффективно использовать все способы продвижения, в особенности рекламу.

Существует огромное множество видов рекламы, тем не менее, можно выделить основные ее виды:

  1. Наружная реклама

Под наружной рекламой понимается текстовая, графическая или иная информация рекламного характера, распространенная с помощью щитов, стендов или электронных табло. Наружную рекламу следует отличать от вывески. Основное назначение вывески — ознакомительное, справочное информирование потребителя, а реклама преследует цель формирования интереса потребителя к товару.

  1. Реклама на телевидении

Одна из самых эффективных и затратных видов реклам. Данная реклама имеет огромный охват аудитории, что и делает ее лидирующей на рынке распространения рекламы.

  1. Реклама на транспорте

Достаточно распространённый вид рекламы, она может размещаться практически на любых транспортных средствах. С помощью такой рекламы можно добиться высокого охвата, так как ее видят не только пассажиры, но и прохожие.

  1. Реклама на радио

Реклама на радио представляет собой вид звуковой рекламы. Также пользуется большой популярностью среди рекламодателей. Хотя слушатель и не видит сам товар, однако, он получает достаточно подробную информацию о товаре.

  1. Реклама в сети интернет

Одна из самых молодых и перспективных методов рекламы. Огромную востребованность реклама через интернет приобрела ввиду постоянного, стабильного роста числа интернет-пользователей; развития технологий беспроводной связи; возможности точно измерять все показатели проведенной рекламной кампании.

Понятие рекламы определено в Федеральном законе «О рекламе». Под ней понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[1].

Ст. 5 данного Федерального закона установлены общие требования к рекламе, а именно: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы осуществляет федеральный антимонопольный орган — Федеральная антимонопольная служба РФ.  ФАС РФ обладает следующими полномочиями:

—  предупреждает, выявляет и пресекает нарушения законодательства РФ о рекламе, допущенные юридическими и физическими лицами;

—  возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Так, по данным официальной статистики в 2018 году антимонопольные органы рассмотрели 15312 заявлений (в 2017 году – 13503 заявлений) о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. В результате проделанной работы возбуждено производство 3970 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 5389 нарушений (в 2017 году – 4613 дел и 5418 нарушений)[2].

Ниже представленные данные за 2017г. и 2018г. в процентном соотношении количества выявленных антимонопольными органами нарушений в сфере рекламы.

Статистика нарушений за 2017 г. (в процентах) http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3414-1.PNG

 Статистика нарушений за 2018 г. (в процентах)

Наибольшее количество нарушений фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи, как в 2017 году (19,88% всех выявленных нарушений), так и в 2018 году (20% всех выявленных нарушений).

Несколько снизилась доля нарушений в рекламе финансовых услуг – 12,75% от всех выявленных нарушений (в 2017 году данные нарушения составили 15,74% всех нарушений), которые по-прежнему являются самыми многочисленными нарушениями среди всех ограничений, установленных для рекламы отдельных видов товаров.

Что касаемо нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок, то мы видим, значительное количество нарушений, несмотря на небольшой спад (в 2018 году они составили 7,57% всех нарушений, а в 2017 году – 8,36% всех нарушений).

Отмечается сокращение количества нарушений в рекламе алкогольной продукции (в 2018 году – 4,77% всех нарушений, в 2017 году – 6,05%).

Количество недостоверной рекламы значительно выросло (в 2017 году – 11,92% всех нарушений, а в 2018 году 18,24%).

Как мы видим из анализа статистки, большинство нарушений выявлено при распространении рекламы по сетям электросвязи. Данный вид рекламы регулируется ФЗ «О рекламе». Так, согласно ст.18 распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Если адресат либо абонент такого согласия не давал, то указанные действия по распространению рекламы противоречат законодательству и не допускаются.

Практике известно множество дел, связанных с несоблюдением требований законодательства при распространении рекламы по сетям электросвязи, так как многие компании рассылают смс-сообщения или иные рекламные рассылки без предварительного согласия абонента.

Так, например, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области было рассмотрено дело № 055/05/18-413/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». По утверждению заявителя ему было отправлено смс-сообщение рекламного характера: «Только 3 дня – 50% на ВСЕ СЕРЕБРО! Новые коллекции 2019 от 490р! Успейте!» от отправителя, имеющего обозначение  SUNLIGHT. Согласия на получение рекламной рассылки заявитель не давал.  По результатам рассмотрения дела Комиссия УФАС по Омской области признала такое смс-сообщение рекламой, нарушающей требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» [3].

Пленум ВАС РФ  в Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» сказал следующее  «согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя» [4].

Ввиду того что ФЗ «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получения рекламы, абонентам следует внимательнее относиться к подписанию различных анкет или договоров, так как часто в них указывается, что абонент подтверждает согласие на получение рекламной рассылки. В противном случае такую рассылку нельзя будет признать незаконной, и абонент будет получать нежелательную рекламу, а рекламораспространитель не понесет никакой ответственности.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.08.2019) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Официальный сайт ФАС РФ. Электронный ресурс: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 10.02.20)
  3. Решение Комиссии УФАС по Омской области по делу № 055/05/18-413/2019. Электронный ресурс: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 10.02.20)
  4. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»// СПС КонсультантПлюс.

References:

  1. Federal’nyj zakon ot 13.03.2006 N 38-FZ «O reklame» (red. ot 02.08.2019) // SPS Konsul’tantPlyus.
  2. Oficial’nyj sajt FAS RF. Elektronnyj resurs: https://fas.gov.ru/ (data obrashcheniya: 10.02.20)
  3. Reshenie Komissii UFAS po Omskoj oblasti po delu № 055/05/18-413/2019. Elektronnyj resurs: https://fas.gov.ru/ (data obrashcheniya: 10.02.20)
  4. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 08.10.2012 N 58 «O nekotoryh voprosah praktiki primeneniya arbitrazhnymi sudami Federal’nogo zakona «O reklame»// SPS Konsul’tantPlyus.