ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

27 февраля 2:31

В 1990-е годы произошла фундаментальная трансформация экономики в нашей стране, административно-командные механизмы управления сменились рыночными. Новые экономические условия требовали создания новой системы государственного финансового контроля, в том числе – системы государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.

В первую очередь важнейшей задачей перед нашей страной являлось создание и развитие правовой базы, которая бы позволила функционировать всей системе контроля, утвердила бы основные принципы деятельности, определила компетенции каждого государственного органа в данной сфере. При этом необходимо было учесть и международный опыт.

Если говорить о международных источниках права, которые регулируют правовые основы функционирования государственного контроля в нашей стране, то в первую очередь стоит обратить внимание на документы Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и ее региональных организаций: Организации высших органов финансового контроля Европы (EUROSAI) и Азиатская организация высших органов финансового контроля (ASOSAI). Важнейшим источником среди них является Лимская декларация руководящих принципов контроля (1977 г.). Она закрепляет правовые основы осуществления государственного контроля, в том числе государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств. Среди прочего, в ней установлены цели любого контрольного органа, а именно «законность, правильность, эффективность и экономичность управления денежными и материальными средствами». Также, ст. 4 Лимской декларации утверждает особую значимость контроля исполнения, т.е. использования бюджетных средств по своему целевому назначению для выполнения поставленных задач. Большое внимание уделяется принципу независимости, который должен быть главной основой государственной деятельности по контролю. Данный принцип выражается в независимости высших контрольных органов, его членов и сотрудников.

Конституция Российской Федерации содержит много положений, являющихся основой для функционирования государственной системы контроля за целевым использованием бюджетных средств. Также Конституция устанавливает статус Счётной палаты Российской Федерации, главной задачей которой является осуществление контроля за исполнением федерального бюджета нашей страны, и порядок её формирования.

Важнейшим источником также является и Бюджетный кодекс Российской Федерации. В первую очередь стоит отметить, что именно в нем содержится определение «нецелевого использования бюджетных средств». Так, согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, «нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств». Помимо этого, Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит положения, которые непосредственным образом связаны с государственным контролем за целевым использованием бюджетных средств, а именно, в нем устанавливаются основные принципы функционирования бюджетной системы нашей страны, порядок расходования и использования бюджетных средств, ответственность за совершение бюджетных нарушений.

Нельзя не упомянуть, что ответственность за нарушения в бюджетной сфере, и за нецелевое использование бюджетных средств в том числе, установлены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Ст. 15.14 КоАП устанавливает ответственность за «направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или за направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. При этом предусматривается наказание в виде административного штрафа: для должностных лиц – в размере 25 – 50 тысяч рублей (либо дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет), для юридических лиц – «от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению”.

Ст. 285.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации устанавливает более серьёзные санкции за подобное правонарушение, совершенное в крупном размере (более 1500000 рублей). Однако стоит обратить внимание, что за неквалифицированное преступление, заключающееся в нецелевом расходовании бюджетных средств, предусмотрено лишение свободы сроком до трёх лет. Таким образом данное преступление в нашей стране относится к преступлением небольшой тяжести. Если речь идёт о деянии, совершенному группой лиц по предварительному сговору, либо в особо крупном размере (свыше 7500000 рублей), то уголовное законодательство предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет.

Как мы видим, несмотря на высокую общественную опасность нецелевого использования бюджетных средств и на то, что оно напрямую угрожает экономической безопасности нашей страны, законодатель предусмотрел относительно «мягкое» наказание для лиц, которые умышленно тратят ресурсы не по своему назначению.

Другой важнейшей проблемой правого регулирования государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств, как и всей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является отсутствие Федерального закона «О государственном финансовом контроле», обсуждение необходимости принятия которого ведется уже не одно десятилетие.

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
  5. Бюджетное право / Ю. А. Крохина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 328 с.