ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

13 марта 2:14

В современном гражданском законодательстве РФ термина «франчайзинг» не существует. Данный тип договорных отношений именуется коммерческой концессией. Согласно ст. 1027 ГК РФ под договором коммерческой концессии понимается договор, по которому  одна сторона (именуемая правообладателем, а в юридической, в том числе зарубежной литературе- франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания на него право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Иными словами, в распоряжение франчайзи попадает готовая, сформированная концепция ведения бизнеса, включая сложившиеся сети партнёров и клиентов.

Целью договора коммерческой концессии является содействие продвижению на рынке товаров, работ, услуг, производимых либо продаваемых правообладателем- фрайзером. Это вытекает из п. 2 ст. 1027, ст. 1030, п. 2 ст. 1031, ст. 1032 ГК. Поэтому, франчайзинг вызывает интерес ещё и своим назначением- обслуживание процессов производства, торговли или оказания услуг.

Таким образом, договор коммерческой концессии интересен не сам по себе, а в связи с тем, что он призван обслуживать процесс производства, торговли или оказания услуг. Однако стоит учитывать, что производность рассматриваемого договора от профилирующих (или- основных) договоров не означает, что первый выступает в качестве акцессорного обязательства по отношению ко вторым. Производность договора коммерческой концессии проявляется не в правовой, а в экономической сфере.

В силу ч.2 ст. 1028 ГК РФ предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся. 

Иными словами, действующее законодательство в качестве обязательного элемента комплекса передаваемых по договору коммерческой концессии прав выступает право на товарный знак.

Соответственно, если по договору правообладатель предоставляет пользователю право на использование лишь коммерческого обозначения и (или) секрета производства в отсутствии права на использование товарного знака, то данный говор не признаётся коммерческой концессией, и не подлежит государственной регистрации в Роспатенте.

Как установлено в п. 3 ст. 1027 ГК РФ сторонами в договоре коммерческой концессии выступают коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае если в качестве сторон по договору, представленному для государственной регистрации как договор коммерческой концессии, указаны лица, не являющиеся коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, в регистрации договора отказывается в связи с противоречием между существом договора и предусмотренным законодательством определением его сторон.

Вместе с тем отсутствие в представленных документах или в самом тексте договора сведений о физическом лице, указанном в качестве стороны договора, как о зарегистрированном в установленном порядке индивидуальном предпринимателе без образования юридического лица не может являться основанием для запроса таких сведений (кроме случая наличия у Роспатента обоснованных сомнений в такой регистрации) или отказа в регистрации договора.

В соответствии с п. 4 ст. 1027 ГК РФ к договору коммерческой концессии применяются правила раздела VII ГК о лицензионном договоре, если это не противоречит существу договора коммерческой концессии.

В практической деятельности нередки случаи, когда в Роспатенте по каким-либо причинам предоставление права использования комплекса исключительных прав по исследуемому договору не было зарегистрировано. Данное обстоятельство очень часто заявляется стороной в ходе судебного разбирательства, однако, необходимо обратить внимание, что отсутствие указанной регистрации в виде правовых последствий влечёт не недействительность договора, а признание несостоявшимся предоставления права

В правоприменительной практике одним из наиболее сложных вопросов является разграничение договора коммерческой концессии и лицензионного (авторского) договора, предусмотренного ст. 1235 ГК РФ. К примеру, по авторскому договору передаются имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в предусмотренных договором пределах. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в установленных договором пределах другому лицу — лицензиату (1367 ГК РФ). Таким образом, по этим договорам, как и по договору коммерческой концессии, передаются права на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Основное отличие же между ними заключается в том, что договор коммерческой концессии является предпринимательским договором. Для авторского же и лицензионного договоров нет обязательного требования- использования их в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, договор коммерческой концессии выступает в гражданском обороте самостоятельным договором, занимающим собственное место в системе гражданского права РФ [5].

Потенциальные возможности для активного использования договора франчайзинга в современном российском обществе велики- хотя пока коммерческая концессия широкого распространения не получила.

Сложности внедрения на территории РФ данного договора заключаются, например, в сформировавшемся с учётом политической обстановки и отсутствием опыта в сфере франчайзинга негативном, предвзятом отношении российских предпринимателей к успешным зарубежным компаниям, в действительно существующем риске потенциальных пользователей потерять свои капиталовложения вследствие низкой рентабельности, снижение их самостоятельности. Со стороны правообладателей самым существенным риском выступает ущерб торговой марке, деловой репутации, который возможен, если имеются основания полагать, что франчайзи не справится с выполнением стандартов данного бизнеса и т.д.

 

Список литературы:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Сорокин И.С. Особенности предмета договора коммерческой концессии в гражданском праве России. В сборнике: Актуальные проблемы современного российского государства и права Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 142-144.
  3. Толкаченко Г.Л., Фёдоров А.В. Франчайзинг как инновационный инструмент развития бизнеса. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 1. С. 74-85.
  4. Приказ Роспатента от 29.12.2009 N 186 «Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Федоренко Н.В., Колесник И.В., Колесник В.В. Теоретико-правовые основы предпринимательства. // Учебное пособие. РГЭУ РИНХ. Ростов-на-Дону.2018.