Роль генетических факторов в возникновении расстройств речи

25 октября 10:26

Речь — важный элемент человеческой деятельности, который позволяет познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, накапливать их для передачи последующим поколениям. С помощью речи человек может взаимодействовать с обществом. Речь является основным механизмом мышления, и без нее невозможно формирование сознания. Поэтому так важно знать, какие факторы и в какой степени влияют на развитие речи. Рассмотрим один из важнейших факторов – наследственность.

Анатомические и функциональные особенности нервной системы, дыхательного  аппарата, губ, языка, неба и других  органов ротовой полости, их специфическое развитие  находится под контролем наследственных факторов, образующих полигенную систему. Исходя из этого, можно утверждать, что голос и речь как признаки человека определяются полигенной наследственной системой.

Изучением  генетической обусловленности нарушений развития речи занимались многие ученые. Так, Р. Tallal (1996) установили, что в семьях, где оба родители здоровы, но имеют в своем генотипе отягчающую наследственность, языковые расстройства случаются у 13% потомков. Если болен один из родителей, то патология речи встречалась у 40% их детей. В случае, когда оба родителя имеют речевые дефекты– 71% потомков будет иметь нарушения. При этом, согласно исследованию, встречаемость речевых расстройств у отцов и матерей приблизительно одинакова, в то время как у мальчиков значительно больше, чем у девочек.
Исследования М. Choudhury и А. Benasich (2003) показали, что чаще всего речевыми нарушениями страдают мужчины. Патологии речи от матери чаще передаются сыновьям, а от отца — с одинаковой частотой мальчикам и девочкам. Также ученые доказали, что  70% детей с речевыми дефектами имеют близких родственников с подобными нарушениями по женской и мужской линии.

Подтверждение ведущей роли генетики в развитии речи дают исследования российских ученых. М. Зееман наблюдал семьи, в которых прослеживалась задержка речевого развития в трёх поколениях. Опыт Зеемана показал, что отсутствие здоровой речи у ребенка в возрасте 3-х лет наблюдается в 20,6% всех случаев позднего развития речи. А. Митринович-Моджеевская (1965), исходя из своего опыта наблюдений, указывает, что дети с поздним развитием речи чаще являются мальчиками с преобладанием правого полушария головного мозга. При этом дефект они наследуют от отца. Объяснить данное явление можно процессом миелинизации двигательных и ассоциативных нервных волокон в центральной нервной системе. У девочек этот процесс начинается в более раннем возрасте, в отличии от мальчиков. Факт наследственного характера задержки речевого развития подтверждается и наблюдениями над однояйцевыми близнецами. По данным Н. А. Крышовой и К. М. Штейнгарт (1969), у них совпадают временные характеристики речи при многократном повторении одного и того же слова. При усложненных заданиях, которые требуют приобретенный индивидуальный опыт, эти временные характеристики у близнецов отличаются, но значительно меньше, чем у людей, не имеющих родство между собой. На основе данных можно сделать следующий вывод: как элементарная, так и более сложная речевая деятельность имеет врожденную обусловленность у близнецов.

Таким образом, различные нарушения речи имеют именно генетическую обусловленность. Так как морфологические и функциональные признаки человека формируются на основании генотипа, то исключить роль наследственности в этиологии заболеваний, связанных с речью, нельзя.

Список используемых источников и литературы:

 

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с. – (Коррекционная педагогика).
  3. Самсонов Ф. А., Крапухин А. В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. — М.: МГПИ, 1978. -c.16-23.