Формирование культурной политики города имеет важнейшее значение не только для населения города, но и для достижения основных целей государственной культурной политики, поскольку, именно этот уровень управления максимально близок к потребностям и запросам граждан, а также к культурным особенностям местности. При этом, до недавнего времени, участию органов местного самоуправления в формировании и реализации культурной политики, уделялось достаточно мало внимания как в научных исследованиях, так и в практике управления.
Рассмотрим три основных подхода к формированию культурной политики города:
- Концептуально-идеологический подход — задается извне и зависит от типа культуры, исторических традиций города, идеологией, типа экономики и т.д. Здесь культурная политика выступает как одна из составляющих развития города;
- Социокультурный подход: культурная политика — важная составляющая часть социальной политики, где объектом культурной политики выступают не столько конкретные сферы культурной жизни, сколько население, а цель – активизация населения по месту жительства, приобщение к самодеятельному творчеству, культурному наследию, его освоению, развитию, трансляции культурного потенциала;
- Ресурсно-отраслевой — на передний план выходят в качестве ее объекта инфраструктура отрасли и действующие механизмы, касающиеся способов активизации населения в определенных параметрах (мероприятия, время, место, категория населения и т.п.), способов хранения, трансляции культурного потенциала, создания условий доступности, освоения и использования культурных ценностей.
Таким образом, при формировании культурной политики города, ее приоритеты определяются исходя из двух основных направлений ее воздействия: население города и внешняя среда, при этом, оба указанных направления имеют прямое влияние на социально-экономическое развитие города.
Таблица 1 Основные приоритеты культурной политики города |
|
Население |
Внешняя среда |
Формирование человеческого капитала города, развитие творческого потенциала жителей |
Повышение туристической привлекательности города |
Снижение оттока населения |
Повышение инвестиционной привлекательности города |
Сглаживание социальной и культурной дифференциации населения, снижение социальной напряженности |
Повышение конкурентоспособности города |
Формирование культурной политики города невозможно строить только в одном из этих направлений, т.к. они они тесно взаимосвязаны.
Рассмотрим подробнее основные направления и приоритеты влияния культурной политики города на его социально-экономическое развитие.
Население. Сфера культуры является одной из неярко выраженных инвестиций в человеческий капитал. Высокая культура и нравственность человека сегодня также необходимы в производстве как квалификация и интеллект. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура, образовательная культура, морально-нравственная культура, символическая культура, социальная культура. Не смотря на то, что посещение населением библиотек, выставочных центров, музеев и театров невозможно напрямую трансформировать в экономические показатели для города, при недостаточном развитии этой сферы жизни общества, жизнь каждого конкретного человека превращается в борьбу за выживание, что достаточно быстро приводит к двум негативным последствиям для города: повышение социальной напряженности и отток населения, а это в свою очередь — к нехватке квалифицированных кадров на предприятиях города и снижению предпринимательской активности, т.е к вполне статистическим показателям.
Отдельно стоит упомянуть о положительном влияние на население такого элемента культурной политики города, как сохранение и введение в деловой оборот города объектов историко-культурного наследия. Формирование программ по сохранению объектов наследия, их участие в формировании бренда города и введение в рыночные отношения способны обеспечить следующие экономические эффекты для города:
- снижение уровня безработицы — реставрация и эксплуатация объектов исторического наследия создает дополнительные рабочие места в городе, а также расширяет возможности бизнеса, в том числе малого и среднего. Кроме того, создание дополнительных рабочих мест способствует решению демографических вопросов города — уменьшается отток населения из малых в крупные города, в городе остается больше квалифицированной рабочей силы;
- повышение туристического потока в город, и как следствие доходов города от этого сектора экономики;
- повышение налоговых отчислений в бюджет города от предприятий;
- повышение стоимости и привлекательности недвижимости рядом с благоустроенными памятниками;
- развитие смежных отраслей экономики — индустрии туризма и гостеприимства, транспортной и коммунальной инфраструктура города;
- создание рекреационной зоны для жителей, в том числе и с платными услугами.
Внешняя среда. Основной целью культурной политики во внешней среде является развитие имиджа и бренда города с целью получения новых инвестиций и увеличения туристического потока, при этом, притяжение туристов в город можно обеспечить как продвижением материальных культурных ценностей (памятники архитектуры, исторические здания и местности), так и нематериальными (традиции, ремесла, аура значимых исторических событий).
Культурный туризм — это сфера экономики, которая стремительно развивается во всем мире;
- Ресурс объектов историко-культурного наследия – это капитал, позволяющий городу привлечь туристов и продвинуть свой бренд;
- Доход от исторических достопримечательностей может быть дополнительным двигателем местной экономики;
- Историческое наследие привлекает туристов в маленькие города и способствует их развитию вместо затухания;
- Успех культурного туризма напрямую зависит от инвестиций в исторические памятники и грамотной административной политики, а также соответствующей нормативно-правовой базы;
- Приверженцы культурного туризма не только приносят деньги, но и создают дополнительные возможности развития региона, в том числе создание новых рабочих мест.
Формирование культурной программы города в этом направлении тесно связана с созданием бренда и имиджа города.
Список литературы:
- Наточий В.В. Реализация культурной политики на муниципальном уровне. Проблемы и перспективы,
- Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под ред. Кейта Динни; пер.с англ. Веры Сечной — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 — 336 с.
- Донован Рипкема. Экономика исторического наследия. Практическое пособие для руководителей / Пер.с англ. — М.: ЗАО «Билдинг Медиа Груп», 2006 — 156 с