Развитие письменной речи учащихся 8 классов с использованием технологии развития критического мышления

7 января 8:25

УДК 82.0

Постоянная необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что:
-осуществляется направленность на практическое использование. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса;
-акцент делается на формирование социальных навыков;
-внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания;
-технология направлена на развитие собственного мышления;
-технология направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.
1.Понятие «критическое мышление» и его характеристики
Последнее время в педагогике растет интерес к развитию критического мышления обучающихся. В литературе встречается много определений этого термина. Нельзя не согласиться с Дэвидом Клустером, который считал, что «дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает».
Что же такое «критическое мышление»? В различных научных источниках можно найти разные определения этого термина. Дж. А. Браус и Д.-Вуд определяют его как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем».
По мнению С.И. Заир-Бека «это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». Стоит заметить, что С.И. Заир – Бек различает мышление критическое и мышление творческое, поскольку первое подразумевает оценку, рефлексию, а второе «не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил». Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления.
Под развитием критического мышления следует понимать направленное, закономерное изменение способностей обучающихся анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Технология РКМЧП была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году.
2.Описание технологии развития критического мышления
Структура данной технологии стройна и логична. С. И. Заир-Бек представил ее так:
Технологические этапы
I стадия — Вызов
II стадия — Осмысление содержания
III стадия — Рефлексия
Первая стадия, стадия вызова, актуализирует имеющиеся знания обучающихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого можно использовать различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний обучающиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно, эффективной.
На этой стадии нужно предоставить возможность обучающемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.
Второй задачей, которая решается на этом этапе, является задача активизации познавательной деятельности учеников. В процессе реализации фазы вызова:
1. Обучающиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким обучающимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома обучающимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Вторая стадия — осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также — речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы — чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц, ведение дневника и др.
Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова обучающиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность обучающихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле, важное значение имеет качество отобранного материала.
Третья стадия — размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы.
На каждой стадии учитель предлагает соответствующие методы и приемы работы, реализуя задачи каждой стадии.
По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
На мой взгляд, формы урока с приемами развития критического мышления существенно отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Таким образом, обучение становится личностно-ориентированным.
3.Возможности применения технологии на уроках литературы
Актуальные задачи, стоящие перед современной школой, заставляют учителя искать новые подходы в организации урока, и в частности урока литературы. Преподавание литературы находится сейчас в довольно сложных условиях, поскольку за последние десятилетия произошла полная смена социальных и нравственных ориентиров в обществе. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест. Ученики часто отказываются от чтения и заменяют его зрелищем. Вместе с тем жизнь не отменяет нравственных требований к школе. Как воспитать квалифицированного читателя? Как развить чувства и воображение читателя-школьника, глубину понимания содержания литературных произведений? Целесообразно ли использование на уроках технологии развития критического мышления или ее элементов? Стоит заметить, что нельзя развивать речь, опираясь только на предметные знания, т. к. этого явно недостаточно. Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна. Если нет оригинальных идей, то развитие речи невозможно. Таким образом, речь и критическое мышление надо развивать одновременно. Именно на это и нацелена технология развития критического мышления, а также на формирование аналитического мышления, т.к. выводит на ведущие компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.
Что же появляется нового при проведении таких уроков? Стадия вызова напоминает проблемные уроки: сначала формируется проблема, исследование которой предлагается для самостоятельного изучения. Отличается же стадия вызова поставленными целями и ожидаемым результатом обучения.
Далее идет обычная учебная работа – чтение и обсуждение текста. Новым явилось графическое оформление материала, т.е. различные таблицы. И, конечно же, новыми были цели обучения, формы подачи материала и виды работ обучающихся.
После же прочтения текста всегда возникают противоречивые мнения и новые вопросы, и ни одна идея не останется без внимания, записываются все мысли, идеи и предложения обучающихся.
На уроках литературы большое внимание уделяется анализу текста. Использование приемов технологии во многом облегчает эту работу, поскольку тексту здесь отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Обучающемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Следовательно, применение на уроках литературы приемов технологии развития критического мышления можно считать целесообразным.
Возможно, применение всех приемов технологии на одном уроке будет излишним. Достаточно лишь некоторых, которые наиболее удачно помогают в достижении поставленных целей. Их вполне можно сочетать с классическим анализом произведения. Стоит заметить, что выбор приемов зависит и от материала, который предполагается изучить. Например, при изучении биографии писателя возможен прием «Верные и неверные утверждения», а при работе над текстом художественного произведения «Чтение с остановками», «Ромашка Блума» и т. д.
Стоит также заметить, что не нужно разрабатывать исключительно все уроки по технологии развития критического мышления. Учитель может использовать приемы технологии по мере необходимости для достижения конкретных целей, а также учитывать возможности класса, с которым работает. Но тогда результаты будут немного иными и отследить результативность довольно сложно. А вот приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт — это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.
Исходя из этого, можно говорить о целесообразности использования технологии на уроках литературы, поскольку она позволяет реализовать задачи обучения, ориентируясь на личность, необходимость самостоятельного и целенаправленного познания, творческий подход.
4. Методика использования технологии развития критического мышления на уроках литературы
Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».
Прием №1 «верные — неверные утверждения»
Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах обучающиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает: «Что хочу знать?»
Например, при изучении творчества И.С. Тургенева можно составить такой список утверждений:
И.С. Тургенев был счастливым человеком.
Тургенев – настоящая фамилия поэта.
Он родился в богатой семье.
Получил прекрасное образование.
Уже в детском возрасте Тургенев свободно говорил на трёх европейских языках.
«Записки охотника», «Муму» — произведения, написанные И.С. Тургеневым.
Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего о И.С. Тургеневе, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». В эту игру можно поиграть накануне знакомства с творчеством писателя (поэта). Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации.
На уроке знакомства с биографией Н. В. Гоголя в 8 классе предлагаю ряд утверждений (тема еще не изучена). Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая. Независимо от того, каким способом обучающиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревнования, заинтересованности, которая не покидает учеников до конца урока.
Примеры утверждений записываются на доске.
-Н. В. Гоголь родился в Москве.
-Учась в Полтавском уездном училище, Гоголь принимал участие в спектаклях, играл комические роли, в том числе и Простакову в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
-Одно из первых произведений Гоголя «Ганц Кюхельгартен» было напечатано в 1829 под псевдонимом Н.Г.
-Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан В.Жуковским.
-По пьесе Гоголя «Ревизор» снят фильм «Инкогнито из Петербурга».
-Н.В.Гоголь всю свою жизнь прожил в России.
-Н.В.Гоголь в начале творческого пути писал романтические произведения.
Далее обучающиеся знакомятся со статьей учебника, либо слушают лекцию или смотрят презентацию учителя. После знакомства с новым материалом спрашиваем: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?
На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираются с доски.
Прием №2 «корзина идей» и «кластер»
Цель использования приема на данном этапе: стимулирование и активизация мыслительной деятельности. Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят, способствует развитию устной речи (требуется произносить полные ответы)
Кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают обучающимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем получили бы при обычной письменной работе.
При изучении стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» на стадии «Вызов» учитель предлагает составить кластер к слову «нищий»:
— Обсудите в парах и скажите, какие слова лучше охарактеризуют или ассоциируются с этим словом?
(примерный итоговый кластер)
Калека
Убогий
Бедный
Нет дома
Нищета
Нищий
Милостыня
Обнищание
Бедняк
Подаяние
Нищенка
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, к нему можно обратиться и на этапе рефлексии, когда получена новая информация, и кластер можно дополнить.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома обучающимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Задания такого типа позволяют ненавязчиво привлечь обучающихся к обсуждению, актуализировать знания, включая пусть иногда незначительный жизненный опыт ребят.
Следует отметить, что на данном этапе урока учитель и обучающиеся ставят цели урока, причем целеполагание идет от учеников, т.е. дети сами формулируют цели урока. Данный этап урока можно закончить заполнением таблицы «Знаю – Узнал – Хочу узнать», в которой обучающиеся проводят небольшой самоанализ мыслительной деятельности. Таблица помогает выявить, что обучающиеся уже знают по данной теме и что они ещё хотят узнать. Работа с этой таблицей может быть на протяжении всего урока, поскольку сюда ученики могут записывать сведения, которые были новыми на этом уроке, а вопросы, оставшиеся открытыми в столбце «Хочу узнать», могут быть предложены в качестве домашнего задания.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение- 1986.- с.234
2. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47
3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. — № 4
4. Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. — 2008 № 2 — с.29-31
5. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы. М.: Просвещение — 1985.
6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. : КАРО,2009.
7. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. — 2009 .

References

1. Bogojavlenskaja D.B. Puti k tvorchestvu. M.: Prosveshhenie- 1986.- s.234
2. Gladkova N.G. Ispol’zovanie tehnologii kriticheskogo myshlenija na urokah literatury. Master-klass. Prilozhenie k zhurnalu «Metodist» -2010.№ 5.- s.47
3. Zair-Bek S.I. Razvitie kriticheskogo myshlenija cherez chtenie i pis’mo: stadii i metodicheskie priemy. Direktor shkoly. – 2005. — № 4
4. Safarova S.V. Tehnologija kriticheskogo myshlenija kak sostavljajushhaja kljuchevyh kompetencij pedagoga. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2008 № 2 — s.29-31
5. Korovina V.Ja. Razvitie rechi uchashhihsja 4-10 klassov v processe izuchenija literatury. M.: Prosveshhenie — 1985.
6. Mushtavinskaja I.V. Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija na uroke i v sisteme podgotovki uchitelja: uchebno-metodicheskoe posobie. – SPb. : KARO,2009.
7. Pavlova A.I. O tehnologii razvitija kriticheskogo myshlenija uchashhihsja na urokah russkogo jazyka. Russkij jazyk v shkole. — 2009 .