Тренинг как эффективная форма психокоррекционной работы с агрессивным поведением осужденных

19 апреля 3:22

В последние го­ды в материалах уголовных дел все чаще встречаются формулировки, характеризующиеся как преступления «с особой жестокостью», «с причинением жертве особых страданий». Совершение тяжких, а также преступлений рецидивного характера в большинстве случаев ведет к увеличению количества осуждён­ных с длительными сроками наказания [9]. Вследствие чего, изменяются и социально-психологические особенности условий исправительных уч­реждений Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России), где чаще всего выделяются случаи агрессивного поведения среди осуждённых.

 Психологами в пенитенциарной системе (А. И. Ушатиков, И. П. Башкатов, Е. Н. Казакова, В. Ф. Пирожков, Т. В. Калашникова, В. Ф. Пирожков, Д. В. Сочивко, Х. Точ, Р. Блэкборн, Е. Мегарджи, К. Бартол и др.) аргументирована значимость исследования закономер­ностей влияния разного рода условий отбывания наказания на проявление осу­ждёнными определённых видов агрессивного поведения. При этом руково­дством психологической службы, активно развивающейся в системе ФСИН Рос­сии, составлен заказ на научное подтверждение классификации осуждённых, которые склонны к агрессивному поведению, и в том числе использованию психологических технологий коррекционной работы к данным осуждённым.

              Проблемы агрессивного поведения человека и насилия изучаются в психологии с точки зрения различных позиций. Учёные за всю историю исследования явления агрес­сивности в достаточной степени продвинулись вперёд в понимании данного фе­номена: было обосновано немало научных теорий, классификаций и определений.

Основными формами агрессивного поведения у осужденных, имеющими деструктивный характер, являются насилие и жестокость. Причинами, обу­словливающими их возникновение, могут быть как индивидуально-психологические особенности, так и фрустрирующие ситуации, связанные с условиями отбывания наказания.

     В отечественной правовой науке разработкой проблем агрессивного кри­минального поведения занимались А. Г. Абрумова, В. Н. Кудрявцев, А. С. Михлин, Э. Ф. Побегайло, А. Р. Ратинов и другие. Установлено, что агрессия влияет на специфику и динамику развития преступности. Причины и меха­низмы агрессивных тенденций преступников с криминологических позиций рассматривали Ю. М. Антонян, Н. А. Барановский, С. В. Кудрявцев, Е. Г. Самовичев. Психологический анализ природы мотивационной основы агрессии и жестокости преступников проводился В. В. Гульданом, С. Н. Ениколоповым, Е. Н. Казаковой, О. Ю. Михайловой, О. Д. Ситковской. Исследованиями агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей занимались И. Б. Бойко, В. А. Верещагин, Т. В. Калашникова, В. Ф. Пирожков. Агрессив­ность как специфическую форму активности осужденных мужского пола изу­чал С. Н. Ениколопов.

            В связи с высокой общественной значимостью проблемы распространения поведенческих девиаций перед психологической наукой поставлена задача разработки современных и эффективных методов коррекции (снижения частоты и степени выраженности. устранения) девиантного поведения, в частности агрессивного поведения осужденных.

По мнению В. М. Литвишкова и А. В. Митькиной, к важным функциям психолога-практика ИУ относится коррекционная работа с осужденными, включая их консультирование, так как исполнение наказания не ставит целью причинить осужденному страдания. Однако сам факт лишения свободы и вытекающие отсюда последствия (изоляция от близких), запреты на удовлетворение привычных потребностей, жесткая регламентация поведения во всех сферах жизнедеятельности, постоянное нахождение в среде преступников, для которых свойственна специфическая субкультура, выступают в качестве объективных детерминант особых психических состояний осужденных. Это и тоска, и высокая тревожность, и крайняя агрессивность, и депрессия. Другими словами, состояние большинства осужденных характеризуется повышенной психической напряжённостью [3, с. 649].

           Рассмотрим наиболее результативные и продуктивные формы психологической работы с девиациями.

           Е. В Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют следующие формы     психологической работы с девиантным поведением: социально-психологическая реабилитация; профессиональное психологическое консультирование; кризисная помощь; психологическая коррекция; психологический тренинг; психотерапия [1, с. 198].

         Выбор формы психологической помощи зависит от вида и тяжести девиации. Целей и ресурсов личности, а также профессиональных возможностей [1, с. 198].

           По мнению Е. В Змановской и В. Ю. Рыбникова, «среди всех существующих форм психологической работы с девиантным поведением поведенческая коррекция в сочетании с социальной реабилитацией признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм прсихологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением» [1, с. 198].

       Остановимся подробнее на понятии «психологическая коррекция». Насколько различаются мнения исследователей по данному вопросу, можно проследить, сравнивая предлагаемые ими определения:

 — «целенаправленный процесс изменения определенной совокупности психологических свойств личности с помощью специальных методов воздействия, приводящих к устойчивому изменению некоторых характеристик социального поведения индивида» (В.Г. Стуканов) [5];

— «психологическое воздействие на личность с целью устранения негативных тенденций в ее развитии» (О.Н. Изотова) [2, с. 148].

— «совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психически здорового человека» (Р.С. Немов) [4].;

— «деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели…» (Р.В. Овчарова) [4, с. 162].

            На эффективность психокоррекционного процесса влияет множество факторов: ожидания клиента, важность для него решаемых задач, характер проблем, готовность клиента к сотрудничеству, ожидания самого психолога, его профессиональный и личностный опыт, продолжительность и интенсивность процесса и др. [2, с. 172].

Для коррекции агрессивности чаще всего используются различного рода психологические тренинги, которые реализуются в «форме активного группового обучения с целью повышения эффективности социального функционирования личности» [1, с. 198]. Тренинг, определяется как «совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков само­познания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных изменений» позволяет стимулировать личностный рост, обучаться, развивать навыки саморегуляции, коммуникативные умения, рефлексивные умения, посредством использования рефлексивных тренингов, которые «способствуют развитию самопознания и самопринятия; преодолению психологических барьеров, раскрытию через механизмы эмоциональной поддержки, идентификации, фасилитации» [6, с. 289].

     Мероприятия по снижению агрессивности могут осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

  • обучение осужденного приемам и методам овладения своим эмоцио­нальным возбуждением;
  • формирование у осужденного необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению эффективности саморегуляции, самообладания;
  • перестройка особенностей личности осужденного, прежде всего, его самооценки и мотивации, формирование позитивных качеств личности.

Поскольку во многом успешность или неуспешность психокоррекционного воздействия зависит от личности ведущего, то при проведении данного мероприятия важно учитывать также личностные характеристики психолога. Выделяются такие личностные качества, как: порядочность, ответственность, социальная зрелость, развитый регулятивный потенциал, терпение, устойчивость к неопределенности, последовательность и настойчивость в достижении целей, гибкость и креативность; показатели общего интеллекта, воли и коммуникативных возможностей, превышающие популяционные стандарты, адекватная самооценка, сенситивность, подвижность реакций.

При построении программы по психокоррекции агрессивного поведения осужденных необходимо учитывать следующие принципы: добровольность участия в программе и конфиденциальность све­дений о ее участниках; обязательное соблюдение правил распорядка проведения занятий; определение и разъяснение целей проводимых занятий, выработка общих правил работы в группе и обязательное их соблюдение участниками программы, определение с участниками эффективности работы программы, выявление ошибок и их возможное исправление в процессе работы.

        Эффективность психологической коррекции агрессивного поведения осужденных обусловлена факторами, учи­тывающими специфику периода противоречий и столкновений, позволяющими оп­ределить цель психокоррекционной работы. На начальном периоде она будет направлена на усиление адаптивного поведения в пенитенциарном учреждении, а на конечном этапе — на развитие эффективных социальных навыков, необходимых на свободе.

           При наличии положительной динамики целесообразно продолжать просветительскую и профилактическую деятельность с целью предупреждения и актуализации различных деструктивных проявлений, осужденных [8, с. 242].

          Роль психологической службы в системе ФСИН трудно переоценить: ведь она является одновременно и необходимостью, и непременным условием успешной работы с осужденными и с организацией в целом [7, с. 204].

            Таким образом, использование в психокорреционной работе активных форм обучения, в частности психологического тренинга будет содействовать не только снижению агрессивности   у осужденных, но и также способствовать развитию адаптивных форм поведения в условиях лишения свободы и формированию жизненных уме­ний, необходимых на свободе.

 

Список литературы.

 

  1. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. — 352 с. – (Серия «Учебное пособие»).
  2. Изотова, О.Н. нормативно-прикладная документация практического психолога / О.Н. Истратова, Л.В. Посошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 316 с. – (Закон и общество).
  3. Литвишков, В.М. Пенитенциарная педагогика: курс лекций: учеб. -метод. пособие / В. М. Литвишков, А. В. Митькина. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: ПолиграфПрофи, 2004. — 399 с.
  4. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. Фак. Университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
  5. Стуканов, В. Г. Особенности исправительной психологической коррекции личности корыстных преступников в условиях лишения свободы: автореферат дис. … канд. псих. наук: 19.00.06 /Стуканов Виталий Григорьевич/ Рязан. ин-т права и экономики. — Рязань, 2000. — 20 с
  6. Шорина, А.В. Формирование рефлексивных умений у студентов в условиях тренинга межличностного взаимодействия / А.В. Шорина // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: сб. материалов I Междунар. науч. конф. – Саратов, 2019. – С. 286–291.
  7. Шорина, А.В. Проблема необходимости функционирования профессиональной психологической службы в организации и значение сформированности рефлексивных умений у её сотрудников // Гуманитарные и социальные науки. –2019. – N 3. – С. 198–208.
  8. Шорина, А.В. Система работы психологической службы со студентами. Склонными к девиантному поведению // Наука и образование транспорту. – 2011. – № 1. – С. 241-242.
  9. Штефан Е. Ф. Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания: дис. канд. псих. наук: 19.00.06 / Штефан Евгений Фаддеевич. — Вологда, 2008.- 241 с.