ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 9:23

За последнее время в деятельности российского нотариата произошли значительные перемены.  И по сегодняшний день российский нотариат терпит ряд изменений. Перспективные направления повышения эффективности работы нотариата все чаще связаны с развитием  электронного документооборота. 

         В 2009 году Федеральной нотариальной палатой была утверждена Концепция информатизации небюджетного нотариата Российской Федерации[1] и учреждён Фонд «Центр инноваций и информационных технологий», который в свою очередь был создан в целях развития информационно-коммуникационных технологий, разработки и применения основанных на достижениях науки и передового опыта инноваций, направленных на обеспечение нотариальной деятельности. В 2010 году принято Положение о Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации[2].  С 2020 года российский нотариат переживает очередную волну цифровой трансформации. Новый Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит целый набор положений, направленных на защиту цифрового оборота посредством нотариата. В их числе — совершение нотариальных действий в удаленном формате, дистанционное удостоверение сделок с участием нескольких нотариусов, передача на хранение нотариусу электронных документов, биометрия в нотариальной конторе.

         Как утверждает В.В. Ралько: «Даже если оставить в стороне развитие искусственного интеллекта, грядущие изменения в документообороте сами по себе окажут большое влияние на нотариат. К примеру, в ближайшие 10 – 15 лет документооборот практически на 100% станет электронным»[3].

         В настоящее время активно происходит переход на электронный документооборот, внедряется электронная подпись, вводится в широкий оборот система межведомственного электронного взаимодействия, применяются базы данных, где можно напрямую получить все необходимые сведения. На сегодняшний день нотариат — это единственная негосударственная структура, участвующая в системе межведомственного электронного взаимодействия. Федеральной нотариальной палатой подписан ряд соглашений, на основании которых осуществляется электронное взаимодействие нотариата с государственными и иными структурам[4]. Но несмотря на это, большая часть нотариусов продолжает использовать в своей работе, так сказать, «традиционные» способы передачи информации — телефонные звонки, письма, и другие бумажные носители, которые не всегда способны обеспечить оперативность и достоверность информации, необходимой для использования в работе. Тем самым нотариус подвергает себя значительному риску и  может понести серьезный материальный ущерб и  ущерб деловой репутации. Также нельзя не учитывать и психологический фактор, когда нотариус в силу своей неосведомленности и отсутствия необходимой информации не может в полной мере оказывать квалифицированную юридическую помощь населению, а вынужден посылать граждан, обратившихся к ему за совершением своевременного нотариального действия в различные учреждения или к другим нотариусам для получения дополнительных справок и необходимых документов. Описываемая ситуация не способствует формированию в сознании граждан представления о нотариате как о цельном и значимом в обществе институте. Если не менять в корне подход к работе, то нотариат рискует оказаться в стороне, стать институтом, не способным отвечать современным запросам и требованиям. Это безусловно отрицательно скажется на его дальнейшем развитии. Невключение нотариуса в полной мере в электронный оборот приведет в итоге к ухудшению качества и эффективности нотариального обслуживания населения, уменьшению количества совершаемых нотариальных действий, недовольству населения получаемой правовой помощи, невозможности в полной мере обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Таким образом нотариус, не применяющий передовых технологий рискует оказаться на задворках профессии.

 

Использованные источники:

  1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 // Российская газета. – 1993 – № 49 (с послед. изм.)
  2. Кириллова Е.А. Проблемы развития электронного документооборота в российском нотариате / Е.А. Кириллова // Нотариус. 2017. N 1. С. 6 – 9.
  3. Нотариальное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Яркова. 2-е изд. Испр и доп. – М.: Статут, 2017. – 576 с.
  4. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.А. Борисовой. – М.:Юстицинформ, 2016. – 480 с.
  5. Ралько В.В. Будущее нотариата / В.В. Ралько // Нотариус. 2016. N 8. С. 8 — 11.