Ожидаемая продолжительность жизни человека быстро росла в течение последних 60 лет. Поскольку графики смертности часто используются для оценки скорости старения, исследователи интерпретировали это изменение как замедление темпов старения и улучшение общего состояния здоровья населения. Однако ожидаемая продолжительность жизни не всегда может быть надежным показателем того, насколько быстро эта популяция стареет на биологическом уровне. Например, медицинские вмешательства, направленные на лечение заболеваний, а не на профилактику, не устранят болезнь, но могут улучшить выживаемость и физиологическое функционирование человека. В таких случаях дополнительные годы жизни не будут свободными от болезней, но они могут характеризоваться улучшенной физиологией и, следовательно, вероятно, отражать улучшение состояния здоровья.
Ожидается, что к 65 годам ожидаемая продолжительность жизни мужчин составит приблизительно 17,0 лет; однако только 8,1 из этих лет провел без болезней. Аналогичные тенденции были продемонстрированы для женщин, у которых в возрасте 65 лет ожидаемая продолжительность жизни составляет 19,7 года, 11,3 из которых не содержат болезней. Как следует из феномена, известного как сжатие заболеваемости , если у человека максимальная продолжительность жизни, замедление скорости старения приведет к прямоугольности кривой выживания. Кроме того, замедление процесса старения человека, независимо от того, происходит ли оно в результате воздействия окружающей среды или биомедицинских вмешательств, приведет к приближению сроков заболеваемости, связанной со старением, и инвалидности ближе к концу жизни.
То, что увеличение продолжительности жизни в популяции сопровождается замедлением темпов старения, что приводит к снижению заболеваемости, может иметь серьезные экономические последствия. В сочетании с плохим состоянием здоровья увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, вероятно, увеличит финансовую нагрузку на национальные программы, основанные на возрасте. И наоборот, с улучшением здоровья и более медленными темпами старения люди будут нуждаться в меньших ресурсах здравоохранения в пожилом возрасте и могут продолжать вносить вклад в экономику, откладывая выход на пенсию и сбор пособий по социальному обеспечению. В результате, вместо того, чтобы рассматривать тенденции смертности для оценки изменений в состоянии здоровья и старении населения, может быть полезно попытаться оценить биологическое старение напрямую, чтобы определить, претерпела ли данная популяция изменения в темпах старения.
Мультисистемные комплексные меры были разработаны для количественной оценки биологического статуса старения человека и могут позволить более точную оценку изменений в темпах старения за разные исторические периоды. Измерения биологического возраста объединяют информацию из нескольких физиологических систем, чтобы оценить положение человека на траектории старения. Например, считается, что индивидуум с биологическим возрастом 50 лет имеет физиологический статус, соответствующий тому, который наблюдается, в среднем, у лиц, которым 50 лет в хронологическом порядке. Кроме того, если данному человеку 40 лет хронологически и 50 лет биологически, это может свидетельствовать о том, что он / она стареет с ускоренной скоростью.
Рассмотрим изменения периода в биологическом возрасте после поправки на изменение частоты и влияния курения и ожирения индивидуально, а также совместно, чтобы определить, могут ли изменения этих факторов частично объяснить изменения в старении и почему некоторые возрастные группы по полу испытали большее улучшение, чем другие.
При изучении относительной роли изменений ИМТ и распространенности курения в изменении биологического возраста населения обнаружено, что у молодых людей снижение распространенности курения способствует снижению биологического возраста только у женщин. С другой стороны, увеличение ИМТ за это время противодействовало улучшению биологического возраста. В целом, мужчины и женщины в возрасте 20–39 лет имели биологический возраст, который был на 1,27 и 0,63 года ниже в период 2 по сравнению с периодом 1, соответственно. Однако при контроле различий в уровнях и эффектах ИМТ между этими двумя периодами обнаружено, что у молодых мужчин и женщин биологический возраст был на 1,75 и 1,08 года ниже в период 2 по сравнению с периодом 1 соответственно; таким образом, если бы распределение и / или влияние ИМТ не изменилось, у мужчин в возрасте 20–39 лет биологический возраст снизился бы еще на 38,0%, а у женщин в возрасте 20–39 лет биологический возраст снизился бы еще на 72,1%. И наоборот, уменьшение распространенности (и, возможно, последствий курения) между периодами 1 и 2 способствовало приблизительно 12,5% снижения биологического возраста для женщин в возрасте от 20 до 29 лет. Однако улучшения, достигнутые благодаря уменьшению курения, не компенсировали потенциальную потерю из-за увеличения ИМТ. Например, если бы эффекты и показатели курения и ИМТ оставались одинаковыми между двумя периодами, у мужчин наблюдалось бы дополнительное снижение биологического возраста на 31,2%, тогда как у женщин наблюдалось бы дополнительное снижение биологического возраста на 61,3%. улучшения, достигнутые благодаря сокращению курения, не компенсировали потенциальную потерю из-за увеличения ИМТ. Например, если бы эффекты и показатели курения и ИМТ оставались одинаковыми между двумя периодами, у мужчин наблюдалось бы дополнительное снижение биологического возраста на 31,2%, тогда как у женщин наблюдалось бы дополнительное снижение биологического возраста на 61,3%. улучшения, достигнутые благодаря сокращению курения, не компенсировали потенциальную потерю из-за увеличения ИМТ. Например, если бы эффекты и показатели курения и ИМТ оставались одинаковыми между двумя периодами, у мужчин наблюдалось бы дополнительное снижение биологического возраста на 31,2%, тогда как у женщин наблюдалось бы дополнительное снижение биологического возраста на 61,3%.
Биологический возраст населения за последние 20 лет улучшился, наибольшие улучшения были отмечены для мужчин и пожилых людей. Изменения в курении, ожирении и использовании лекарств могут частично объяснить, почему улучшения не были столь значительными для женщин и молодых людей. В дальнейшем, возможно, будет полезно изучить, как совокупный ущерб, связанный с социально-экономическими факторами и психосоциальными стрессорами, повлиял на изменение биологического возраста с течением времени. В целом, исследование, изучающее, как изменяющаяся среда влияет на здоровье и старение, важно для нашей цели продления здоровой продолжительности жизни населения.
Использованные источники:
- Абрамович С.Г., Щербакова А.В., Михалевич И.М. и др. Способ определения биологического возраста человека // Патент РФ № 2294692 от 10.03.2007 г.
- Измеров Н.Ф. и др. Труд и здоровье / Н.Ф. Измеров, И.В. Бухтияров, Л.В. Прокопенко. М.: Литерра, 2014. 416 с.
- Миннибаев Т.Ш. и др. Изучение влияния условий и организации обучения на показатели успеваемости и здоровья студентов / Т.Ш. Миннибаев, П.И. Мельниченко, Н.И. Прохоров // Гигиена и санитария. 2015. № 4. С. 57-60.
- Михайлова С.В. и др. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.И. Норкина, Ю. Тремаскина // Молодой ученый. 2014. № 18-1. С. 64-65.
- Донцов В.И., Крутько В.Н. Старение: системный подход // Труды ИСА РАН. 2017. Т. 67, №1. С. 104-112.