КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В БРИТАНСКИХ СМИ

5 октября 4:19

Политические, экономические, социокультурные трансформации второй половины ХХI века в жизни мирового сообщества вызвали «размытие» государственных границ, усиление конкуренции между странами, активную информационно-коммуникативную деятельность всех государств. В этих условиях феномен имиджа государства приобретает новый смысл и становится стратегическим ресурсом. Как известно, политика неразрывно связана с образами государств, которые формируются и претерпевают изменения под влиянием средств массовой информации – мощнейшего инструмента «мягкой силы». Именно СМИ оказывают ключевое влияние на индивидуальную картину мира человека, формирую в подсознании каждого индивида образ и ассоциации с иностранным государством, в котором не представилось возможным побывать. Таким образом, когда недоступно прямое непосредственное восприятие, основным каналом для получения информации становятся СМИ.

Советский Союз являлся идеологическим соперником капиталистических государств в 90-е годы, поэтому рождение отдельной, совершенно новой страны, такой как Российская Федерация, вызывало у Великобритании меньше опасений. Например, в «The Times» писали: «Сверхдержава умирает, и великая мечта (России) рождается с договором». Британские СМИ благосклонно относились к новой, свободной от коммунизма, стране и старались направить свои силы на создание положительного образа России, чтобы помочь дискредитировать полностью все признаки былого Советского Союза [1, с.5-6].

Средства массовой информации Великобритании того периода оказывали содействие в улучшении имиджа России, ломая пресловутые стереотипы и характеризуя ее как страну, богатую природными ресурсами и мозгами, сильную, более цивилизованную и даже дружественную, тем самым избавляя британцев от таких негативных ассоциаций как «тоталитаризм», «нищета», «революция».

Сегодня, спустя 29 лет, ситуация приобрела значительную трансформацию. Россия вновь оказалась в центре внимания мировой общественности, в частности британских средств массовой информации, в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации, кризисом на юго-востоке Украины, увеличении роли России в урегулировании Сирийского конфликта, допинговыми скандалами и нашумевшем «делом Скрипалей». Таким образом, присоединение Крымского полуострова к России представлено в англоязычном политическом медиадискурсе как проявление агрессии и описывается такими словами, как «интервенция» (intervention), «вторжение» (invasion), «незаконная аннексия» (illegal annexation) и «захват» (occupation). Так, например, в одной из статей британской газеты «The Guardian» Россия принимает облик захватнической страны, нарушающую нормы международного права: «Мы осуждаем незаконную оккупацию России, которая продолжает угрожать международному миру спустя пять лет после ее начала» [2].

Совершенно очевидно, что дискурс британских СМИ будет продолжать поддерживать такой имидж России в глазах британцев или даже попытается еще больше его деградировать, чтобы поддержать позицию британского премьер-министра Терезы Мэй, которая, выступая перед саммитом Восточного партнерства в Брюсселе, уверенно заявила: «Мы должны быть открыты для действий «враждебных государств, таких как Россия», которые угрожают потенциальному росту Восточного соседства и пытаются разорвать нашу коллективную силу» [3].

Следует отметить, что леволиберальная газета «The Guardian» играет ведущую роль в конструировании образа России в Британии. В колонке «The Observer» газета предоставляет журналистам с различными политическими взглядами и хорошо известным британцам, возможность высказать свое мнение по актуальным политическим проблемам и особенно тем, которые касаются России и ее внешнеполитической деятельности. Кроме того, благодаря своей относительно невысокой стоимости и авторитетности, газета привлекает широкий круг читателей, что позволяет ей оказывать весомое влияние на массовое сознание и общественное мнение Великобритании.

На страницах британской газеты понятие «Россия» (Russia) и все лексемы, которые с ней связаны, в частности, «Кремль» (Kremlin), «Владимир Путин» (Vladimir Putin), «Царская Россия» (Tzar Putin`s Russia), призваны показать миру, что вся власть в России сосредоточена в руках одного лидера.

Словосочетание «Новая Россия» (New Russia), противопоставляющее постсоветскую Россию, также характерно для британских СМИ, наряду со словосочетанием «Путинская Россия» (Putin`s Russia). Они подчеркивают мнение о политике России как сильно персонифицированной, т.е. зависимой от личности президента, к примеру:

  1. Автор британского журнала «The Economist» в статье пишет: «Обморожение-полезный атрибут в Путинской России…» [4].
  2. В одной из статей журналист «The Guardian» сообщает: «И все же Путинская Россия отличается дискурсивным, нелинейным качеством, полным противоречий для любого, кто пытается расшифровать смысл происходящего» [5].

Метафоры в языке печатных СМИ – неотъемлемый и эффективный инструмент системы технологий речевого воздействия, навязывание индивидам определенных субъективных оценок с установлением ассоциативных связей. С метафорической точки зрения «Россия» представлена в британских СМИ следующим образом:

  1. Антропоморфные метафоры, представляющие Россию как человека. Такие метафоры характеризуют Россию как врага, который является угрозой мировой безопасности и целенаправленно демонстрирует свою военную мощь, например: «Россия – наш «самый опасный сосед» [1, с.5].

Следует обозначить, что в некоторых случаях используются болезненные метафоры, которые транслируют в массы ассоциацию, что Россия чувствует себя униженной из-за санкций: «И то, что «раненые русские» начали говорить несколько лет назад – сделать Россию снова великой – теперь вторят смущенные американцы» — повествует своим читателям британская газета «The Guardian». [6].

Британские СМИ подчеркивают, что России чужды принципы американской демократии: «У русских, по-видимому, «особенная» аллергия на демократию «американского типа» [7].

  1. Спортивные метафоры используются в статьях, посвященных экономике и внешней политике России. Британские журналисты используют термин «неудачник», «проигравший», чтобы показать слабость российской экономики, ее зависимость от нефти, а также неэффективность внешней политики России. Например:
  2. «Россия сильно зависит от нефтяных доходов, она является «проигравшей»» [8].
  3. «Кто такой хулиган? США отнеслись к России как к «неудачнице»» [9].
  4. «Как и во многих исторических автократиях, сегодня именно русский народ является «проигравшим»» [10].

Признавая важную роль этой «Новой России» в современном мире, британские СМИ иногда публикуют статьи, выражающие одобрение стремления России встать на пути Америки к мировому лидерству. Например, в газете «The Guardian» мы встречаем интервью с Нели Есиповой, директором по региональным исследованиям Gallup в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, которая подвела итоги недавнего опроса Gallup, измеряющего мнение в 133 странах и регионах: «Даже если люди не одобряют Путина, есть некоторый восторг касательно России – восторг может быть сильным словом – но многие люди получили уважение к России за то, что они пытаются противостоять США и Западу» [11].

В статьях изданий Великобритании встречаются нелицеприятные сравнения, искажающие реальное положение дел и демонстрирующие слабость России как державы, например: «Россия Владимира Путина — это скрипучий корабль. Не поддавайтесь на пропаганду». [12].

Таким образом, отметим, что британский политический массмедийный дискурс вносит большой вклад в создание преимущественно негативного образа России как враждебного, агрессивного, непредсказуемого и опасного государства, чуждого принципам демократии. При этом британские журналисты выбирают соответствующие языковые средства, постепенно формируя в сознании британцев ряд негативных ассоциаций с Россией. Становиться очевидно, что имидж Российской Федерации в медиадискурсе Великобритании подвергнут процессу демонизации и стереотипизации со стороны средств массовой информации.

Список литературы

  1. Posternyak, K.P. The formation of the image of Russia in the British political mass media discourse / K.P. Posternyak, N.B. Boeva-Omelechko // Acta Scientiarum. Language and Culture. – 2018. – v. 40 (2). – pp.1-11.
  2. The Guardian (2019, February 27). The west must not abandon Crimea and Ukraine to Russian aggression. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/feb/27/west-crimea-ukraine-russian-occupation (дата обращения: 20.01.2020).
  3. Sky News. (2017, November 24). Theresa May: Europe must be ‘open-eyed’ about ‘hostile’ Russia [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://news.sky.com/story/theresa-may-europe-mustbe-open-eyed-about-hostile-russia-11141109 (дата обращения: 30.11.2019).
  4. The Economist. (2018, Dec 18). The inner workings of Vladimir Putin’s state [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.economist.com/christmas-specials/2018/12/18/the-inner-workings-of-vladimir-putins-state (дата обращения: 30.11.2019).
  5. The Guardian (2020, January 17). They will destroy you’: in Putin’s Russia, how far can an artist go? [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.theguardian.com/world/2020/jan/17/putin-kirill-serebrennikov-arts-clampdown-russia-bolshoi (дата обращения: 20.01.2020).
  6. The Guardian. (2017, March 21). A thousand miles from Moscow: how Putin forged his Russian heartland [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.theguardian.com/commentisfree/2017/mar/21/moscow-putin-russian-president (дата обращения: 30.11.2019).
  7. New Statesman. (2016, January 22). A very special version of Russian democracy [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.newstatesman.com/politics/economy/2016/01/very-special-version-russian-democracy.(дата обращения: 30.11.2019).
  8. The Guardian. (2015, January 13). The plummeting oil price: a guide to the global shockwaves [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.theguardian.com/business/2015/jan/13/falling-oil-price-global-shockwaves-mixed-blessings (дата обращения: 30.11.2019).
  9. (2014, March 14). Who is the bully the US has treated Russia like a loser since the end of the cold war [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://txpdf.com/download/who-is-the-bullythe-us-has-treated-russia-like-a-loser-since-the-endof-the-cold-warpdf_59df1096d64ab2c65c5fe0c6_pdf(дата обращения: 30.11.2019).
  10. The Telegraph. (2017, January 18). Without America, Britain must lead in standing up to Tsar Putin’s new imperial Russia [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.telegraph.co.uk/news/2017/01/18/without-america-britain-must-lead-standing-tsar-putins-new-imperial(дата обращения: 30.11.2019).
  11. The Guardian (2019, February 28). US in Virtual Tie with Russia on Global Confidence, Poll Finds. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.theguardian.com/us-news/2019/feb/28/global-confidence-us-russia-gallup-poll-report-tie (дата обращения: 30.11.2019).
  12. The Guardian (2018, July 25). Vladimir Putin’s Russia is a creaking ship. Don’t fall for the propaganda. [Электронный ресурс] — Режим доступа. —https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/jul/25/propaganda-putin-russia-elections (30.11.2019).